Темы: Наказание, Раскаяние, Грех, Каббала, Талмуд, Заповеди, Женщина, Зажигание свечей, Смерть, Нида, Опасность, Отделение халы, Рав Лейб Гельфанд, Хава
Написано в Талмуде («Шабат» 32а), что три греха могут привести к смерти женщины при родах:
1. Недостаточно серьезное соблюдение законов чистоты семейной жизни («нида»).
2. Пренебрежение заповедью «хала» (отделение щепотки теста от килограмма и больше муки).
3. Пренебрежение зажиганием субботних свечей (или зажигание этих свечей уже после захода Солнца, т.е. в Шабат).
Необходимо попытаться объяснить смысл данной гемары: почему именно эти грехи приводят к смерти при родах и «как это работает»?
А. Все три заповеди связаны с Хавой — первой женщиной, и эта тайна была приоткрыта в «Авот де-раби Натан» (раздел 2, гл. 9): 1. Менструальное кровотечение унаследовано женщинами от Хавы, которая получила его в наказание за то, что «пролила кровь» Адама: он (Адам а-Ришон) «был кровью мира» (поддерживал его духовность), а Хава послужила причиной того, что Адам не смог оставаться на своем духовном уровне — вкусив запретный плод, он стал смертным. Можно объяснить еще проще: «пролила его кровь», т.е. «убила», поскольку, в конечном счете, Адам а-Ришон, сотворенный бессмертным, стал смертным. Исполнением заповедей, связанных с чистотой семейной жизни, еврейские женщины, начиная с праматери
Сары, добровольно принявшей на себя заповеди еще не спущенной в мир Торы, участвуют в исправлении ошибки Хавы. Запрет супружеской близости (а также объятий, поцелуев и т.д.) у евреев связан с периодом «ниды». Согласно алахе, женщина считается «нидой» при любом выделении крови из матки, не только во время регулярной менструации, но и в любое другое время (при беременности, кормлении грудью, и даже в старости, и даже если это кровотечение является результатом врачебного вмешательства или физического перенапряжения), и она остается в этом состоянии вплоть до прекращения кровотечения, правильного отсчета семи «чистых» дней и погружения в кошерную микву. 2. До греха Адам а-Ришон был «Халой мира» (святой его частью). Тора обязала евреев отдавать халу — отделенную часть теста — коэну1. Однако в наше время, «по техническим причинам», мы ее не отдаем, а сжигаем, поскольку пребываем в состоянии ритуальной нечистоты, и наше тесто тоже принимает эту нечистоту, что лишает нас возможности исполнить заповедь в полном объеме. После греха Адам стал смертным (а смерть приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту), он не мог более оставаться «халой мира». Слово «хала» происходит от слова «тахлит» (цель, назначение, смысл). Т.е. Хава вмешалась в структуру мироздания. Отделение халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает лучшее («венец») от созданного ее руками, причем априори она отдает «чистую» халу коэну, ибо такая хала — святыня.
3. Хава «погасила свечу» Первого Человека: Адам а-Ришон был «свечой Вс-вышнего», он излучал духовный свет, освещавший весь мир. После того, как Хава дала мужу плод от Древа Познания, Адам а-Ришон «потух»: после изгнания из Ган Эдена он уже не мог продолжать освещать мир святостью Вс-вышнего. Еврейские женщины зажигают свечи перед Шабатом и праздниками, в том числе и для исправления ошибки Хавы.
Б: В Тосефте («Шабат» гл. 2, алаха 10) приведено высказывание рабана Шимона бен Гамлиэля: «ам а-арец» (невежественный в Торе человек) умирает за пренебрежение законами «маасера» (отделения десятины от урожая). Это связано с тем, что в канун Шабата и в других исключительных случаях еврею, купившему плоды урожая у неуча, и не успевающему отделить от них десятину, разрешается положиться на продавца в том, что тот уже отделил ее (Раши, в своем комментарии на Гемару («Шабат» 32б) пишет, что большинство «амей а-арацот» отделяет десятину). И поскольку ему оказано доверие, а он пренебрег этой заповедью, то и наказание особенно строгое.
По аналогии, тот же принцип можно применить к женщинам: поскольку «нида», «хала» и свечи — эти «женские» заповеди, то женщина получает наказание именно за пренебрежение ими. Важно отметить, что когда мы говорим, что эти три заповеди — «женские», мы вовсе не имеем в виду, что мужчины не имеют к ним вообще никакого отношения. Напротив, очень часто именно мужья консультируются по вопросам «ниды» с компетентными раввинами, сжигают отделенное тесто халы, к тому же важно, чтобы именно муж приготовил свечи, которые будет зажигать жена. И все же, сами эти заповеди исполняет именно женщина, и обычно лишь она знает, насколько правильно и точно они были ею соблюдены.
Теперь объясним, почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах». Этот вопрос разбирается в Вавилонском Талмуде («Шабат» 31а-34а): мудрецы говорят, что когда человек находится в ситуации повышенной опасности, на Небесах зачитываются его грехи, в результате чего он может быть обречен на смерть. Роженица считается опасно больной, а поскольку эти заповеди исполняются именно женщиной, то именно их и проверяют на Небесах в первую очередь. Далее Талмуд сообщает, что в жизни мужчины также возможны ситуации, которые достаточно опасны чтобы стать причиной зачитывать его грехи перед Небесным Судом, что может привести к его преждевременной смерти: когда он проходит по узкому мосту, заходит в развалины, отправляется в путь в одиночку, спит один в неосвещенном и закрытом помещении — это может закончиться преждевременной смертью мужчины, поскольку это опасные ситуации и его интенсивно судят на Небесах.
Другие причины преждевременной смерти
Гемара («Шабат» 32а) приводит брайту от имени раби Элиэзера, где присутствуют те же три заповеди, но вместо « женщины умирают при родах», сказано, что женщины умирают в репродуктивном возрасте, не дожив до старости (т.е. раньше срока, и не обязательно именно при родах). Там же от имени рава Ахи приводится утверждение, что причиной смерти женщин при родах является то, что они застирывают грязную одежду своих детей в Шабат (что является запрещенным действием). После этого Гемара упоминает «амей а-арацот», которые умирают за то, что называют «арон а-кодеш» (синагогальный «ковчег», в котором хранятся Свитки Торы) «шкафом», т.е. не относятся к святому с должным уважением, и говорит, что и женщины тоже могут умереть за тот же грех. Отсюда видно, что не только женщины, но и мужчины могут быть наказаны в момент опасности за определенные вещи. Раби Натан в барайте («Шабат» 32а) сообщает, что «женщина умирает за грех клятв», и это огромная «новость», не только потому, что здесь преждевременная смерть женщины не «привязана» к родам и другим опасным ситуациям — в данном случае смерть жены связана с неисполнением клятв и обетов, которые взял на себя ее муж! И это несмотря на то, что сказал пророк Ирмияу (31:29): «Каждым умрет за свой грех…». И добавляет Талмуд от имени раби Ши-мона, что из-за неисполненых мужчиной обетов «умирают его дети». Далее Талмуд называет в качестве причины выкидышей ненависть между мужем и женой («Шабат» 32б), а причиной нищеты — несправедливый суд (там же, 33а). Раши объясняет, что в последнем случае речь идет о том, что обнищание общества является прямым следствием того, что судьи не обнародуют принятое решение сразу или искривляют закон. Талмуд Йерушалми («Шабат» гл.2, мишна 6, стр.2) упоминает смерть при родах, но дополнительно приводит важное высказывание раби Йеуды, который, опираясь на толкование стиха «Напрасно бил Я сыновей ваших: они не приняли наставления.» (Ирмияу 2:30), утверждает, что маленькие дети (в т.ч. девочки) умирают за грех неисполненных обетов, совершенный их отцами.
Итог
Итак, мы не обнаруживаем противоречия между Вавилонским и Иерусалимским Талмудами в отношении того, какие ситуации нужно считать особо опасными и связанными с риском для жизни при наличии определенных грехов. Для мужчин такими ситуациями признаны длинная дорога без сопровождающих, хождение по качающемуся мосту, нахождение рядом с неустойчивой стеной, посещение развалин и т.п., а для женщины особой опасностью являются роды. В тот момент, когда человек оказывается в ситуации, сопряженной с повышенной опасностью, поднимаются грехи человека, и он может умереть (не пережить опасность) за упомянутые грехи.
Осталось объяснить, как за невыполнение обещаний мужа могут умереть его жена или дети (не про нас будет сказано). Написано в Торе: «И когда пообещаешь обет Вс-вышнему, не задерживайся с его выполнением, потому что спросит тебя за него Вс-вышний, и понесешь за него грех» (Дварим 23:22). Но здесь речь идет о самом нарушителе — а причем здесь жена и дети? В отношении жены действует известный принцип «ишто ки-гуфо» («его жена как он сам»), причем здесь этот принцип «срабатывает» так: если жене что-то действительно важно, то она добивается этого от мужа. А если она, наоборот, «закрывает глаза» на нарушение, то, соответственно, пострадает вместе с ним. Источником знания о том, что дети наказываются за родителей, является стих «.Он поминает вину отцов сыновьям» (Шмот 34:7). Раши объясняет, что Тора сообщает здесь, что Вс-вышний взыскивает с детей за вину отцов. Однако Раши делает «укимту» («сужает» понимание смысла написанного): наказываются лишь те дети, которые следуют дурному примеру своих отцов.
Указание на то, что понимать написанное нужно именно так, содержится, по мнению Раши, в конце другого стиха: «.Ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня» (Шмот 20:5), и об этом говорит Талмуд («Брахот» 7а, «Санэдрин» 27б). Получается, что если человек клянется, и не исполняет, и так же поступают его дети, то они умирают молодыми (не про нас будет сказано), поскольку на Небесах проявляется повышенное внимание именно к этим их грехам. В заключение хочу сказать две вещи. Во-первых, несмотря на все вышесказанное, ни в коем случае не стоит искать в чьих-то несчастьях причинно-следственных связей, и об этом написал Рамбам («Таанит» гл.1 мишна 2): «Такие люди, как я, не понимают причину подобных случаев — это знают пророки», и привел стих из Торы: «Сокрытое Г-споду, Б-гу нашему…» (Дварим 29:28). Во-вторых, хочу пожелать нам всем, чтоб все упомянутые напасти обходили нас стороной, и исполнились на нас все благословения, упомянутые в Торе, чтобы в здравии, радости и достатке мы могли жить, передавая нашим детям и внукам наше Наследие.
1 Гемара («Шабат» 32б) завершает тему смерти при родах цитатой из пророка, где наоборот, прямо сказано о связи между халой и благословением: «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем» (Йехезкель 44:30).
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»