Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Награда и наказание, Каббала, РАМХАЛЬ, Заповеди, Рав Лейб Александр Саврасов
Знай, что воздаяние, о котором мудрецы говорят, что это «облачение» для души — «одеяния мудрецов», или «одежды смрадные», — это награда или наказание в целом. А также учти, что при всем множестве вариантов ашгахи — на самом деле никакого множества нет. Ведь когда мы хотим перечислить 613 заповедей, мы должны по отдельности называть одну за другой, пока не переберем все. Но это разделение существует только на словах. И хотя в наших мыслях они тоже отдель-ны, ибо когда мы думаем об одной из них, наш разум оставляет предыдущую — причиной тому только наше воображение. Образ каждой детали возникает в разуме именно силой воображения, которое должно при этом оставить прошлую деталь. А в Нем, благословенном, простой разум, без воображения, поэтому в Нем все детали слиты в абсолютном единстве. И, кроме того, как сказано: «ваши мысли не похожи на Мои», и поэтому, хотя у нас это разделено на множество деталей, у Него, благословенного, это единое знание, в единой ашгахе. И только в нашем восприятии это делится на 613, ибо сила одной детали не может сравниться с силой их совокупности, в которой все они слиты безраздельно. Поскольку любое из добрых дел пробуждает ашгаху добра и блага, чтобы дать человеку это добро. И после смерти такой человек оказывается увенчан добром и облачен в него с ног до головы. А благо это заключается в дополнительном осмыслении и постижении Всевышнего, в Его великой доброте. Или, напротив, (упаси Б-г!), человек получает облачения из множества тяжелых обвинений и несет свое наказание, лишаясь способности к постижению Всевышнего, отдаляясь от Него чрезвычайно. И теперь пойми великое достоинство святой Торы, с помощью которой Всевышний учит нас в соответствии с нашими возможностями. И пойми великое достоинство сыновей Израиля — части «Б-га сверху», которые достойны всех ступеней ашга-хи, и потому им даны 613 заповедей, тогда как другим народам заповеданы только семь, что соответствует уровню ашгахи над ними. Без этой ашгахи народы исчезли бы в одно мгновение, поэтому Всевышний отдал их под власть всего воинства небесного, разделив его между всеми народами. А об Израиле сказано: «Доля Всевышнего — народ Яакова, вотчина Его наследия» (Дварим 32:9). И все 613 заповедей, которые даны Из-раилю, — не что иное, как доля из Желания Всевышнего, и мы уже объясняли это в предыдущей главе, об этом и сказано: «Доля Всевышнего — народ Яакова». Но все это считается «обобщением» по сравнению с уделом других народов, ибо по сути своей он — только часть относительно совокупности заповедей Израиля. И таким образом любой народ или царство могут быть уничтожены (что в свое время чуть не случилось с Ниневией) за то, что они не придерживаются святости их доли из семи заповедей. Отделившись от бесконечности предназначенных им милостей, они исчезают бесследно. Теперь, согласно ранее сказанному об облачении, понятно, что имели в виду мудрецы, говоря: «Награда за исполнение заповеди — заповедь». То есть каждое наше действие создает нам обвинителя или защитника. Ибо в тот час, когда человек исполняет некую заповедь, он получает свою конкретную ашгаху от качества Добра, которое призвано дать ему благо таким образом, чтобы и это действие, и награда за него остались с ним. Влияние этой конкретной аш-гахи снисходит на человека подобно тому, как солнце сияет с небес на землю. И сила ее, соединяясь с человеком подобно одежде, называется ангелом, этот ангел создает человеку защитника. Аналогичным образом происходит и обратное, когда качество Правосудия нисходит на человека, дабы отследить его действия. Именно это мудрецы имели в виду, говоря: «Награда за исполнение заповеди — заповедь, а воздаяние за преступление — преступление». Теперь понятно и другое их высказывание: «Когда сыны Израиля исполняют Желание Всевышнего, они добавляют силы Высшему могуществу», — другими словами, Израиль добавляет силу качеству Хесед (Добро), чтобы нести ему добро.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»