Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Воля Всевышнего проявляется в каждодневной жизни человека

А сейчас я объясню тебе суть разделения ашгахи на несколько аспектов. Она состоит из «источника», «корня», «древа», «ветвей» и «плодов», которые приходят в конце. Возьмем, к примеру, достопочтенного человека, настоящего праведника, который всем делает добро и первым приветствует на улице любого, даже чужака. Его конкретная «ашгаха», то есть воздействие на каждого, имеет целью принести другому благо, но в большей степени это воздействие, как постоянное, так и преходящее 60, распространяется на близких людей. Еще сильнее он воздействует на семью, и особенно это касается его детей. На них он изливает добро и милосердие как постоянное, так и преходящее, его любовь к ним проявляется из источника с такой силой, что их души связаны вместе, и он просто жаждет принести им добро. А еще в большей степени это относится к самому человеку, ибо «своя рубашка ближе к телу» 61. Таким образом, мы видим, что влияние даже одного простого человека с простым разумом делится на несколько уровней. Каждый из этих уровней подобен отдельному порождению предшествующего ему корня влияния 62, а предшествующий уровень подобен прародителю, корню и источнику для следующего за ним. Сила прародителя более обобщенная и корневая, чем сила порождения, таковы же и соответствующие им проявления воздействия. Соответственно, на самого себя человек «воздействует» только добром и милосердием, так что у него просто сердце щемит от почти безграничной милости к себе.

[И знай, что мельчайшие детали ашгахи Всевышнего соответствуют уровню исполнения заповедей людьми. Поэтому, когда сыны Израиля были на своей земле и исполняли все 613 заповедей, включая жертвоприношения, совершаемые священниками, воздействие Всевышнего на них, как известно, проявлялось как великое добро. Когда же Израиль согрешил и был изгнан, проявление добра уменьшилось, и даже наоборот, — когда сыны Израиля среди народов, над ними властвует Качество Суда в той мере, в которой уменьшились их заповеди. На это намекали мудрецы: «Пришел Хавакук и установил все на одной [заповеди] 63». Это значит, что из поколения в поколение проявление добра лишалось своих деталей. Все эти детали объединялись в более общие, так что в конце концов множество деталей свелось к одному обобщению. По-добное явление мы встречаем в объяснениях мудрецов Каббалы, когда они включают множество деталей в одну совокупность. Это могут быть десять сфирот — деталей ашгахи, которые на самом деле являются обобщениями, а иногда то же самое они обобщают в семь сфирот, иногда даже в три или две, а бывает, что и в одну — Малхут.]

А смысл вот в чем: зададим вопрос, как именно тот, кто заботится о себе, сможет проявлять все другие упомянутые виды заботы, как в общем, так и в частностях? — Следует сказать, что забота человека о детях является порождением и следствием его заботы о себе. Кроме того, забота о детях относительно заботы о себе окажется ограниченной, ведь ради своей души он отдаст все! Таким образом, выходит, что забота о детях является порождением и частным случаем заботы о самом себе. А забота о детях является прародителем и более общим случаем относительно заботы о других родственниках. Подобно этому рассматриваются и все остальные детали. То есть, каждая деталь представляет собой частный случай и ограничена по сравнению с предыдущей, которая, в свою очередь, является для нее корнем и обобщением. Обобщение всегда шире частности, и каждая деталь, предшествующая другой, является более обобщенной, так как включает в себя все детали, возникающие после нее. И именно из нее они и возникают. И если бы можно было вообразить, что не существует общего источника, то есть, что он не заботится о самом себе, в таком случае должны были бы исчезнуть и детали, ведь если человек не жалеет себя, тем более он не станет жалеть других. То же относится и ко второму обобщению, то есть к заботе о детях. Если бы не было этой детали, тем более не было бы и следующих. А вот наоборот — возможно. Иногда мы видим людей, которые заботятся только о себе и не заботятся о своих детях. Или заботятся о своих детях, но не о других родственниках. Конечно, это жестокие люди, доброта которых подобна «полевой колючке». Но если человек благочестив и милосерден, стремится нести добро и сердце его переживает о каждом человеке, даже если это просто чужак на улице, — то его доброта бесконечна, хотя и делится на ряд деталей, каждая из которых, с ее корнями и источниками, глубже, чем предыдущая, до самого первоисточника всего — заботы о себе 64. И хотя все это исходит от одного человека, из одного разума, тем не менее, это делится на ряд деталей. Тем более мы можем разделить ашгаху Всевышнего на целый ряд элементов. И действительно, Его ашгаха и милосердие направлены на Его творения, как сказано: «Добр Всевышний ко всем, и милосердие Его — на всех творениях». Ведь без Его милосердия и ашгахи все бы просто исчезло. И также очевидно, что Его ашгаха делится по принципу «общее и частное, корень и источник». Мы можем наблюдать собственными глазами, насколько ашгаха над неживой природой не похожа на ашгаху над растениями, животными и «говорящим» (человеком). А детали неживой природы, растений, животных и «говорящих» тоже делятся на бесконечное число элементов, и все они являются обобщениями и корнями друг друга. А одна из величайших форм ашгахи, как мы уже говорили, относится к Израилю благодаря 613-ти заповедям. Еще сильнее ашгаха в мире «сфер», в мире Йецира и мире Брия. Тем более, велика ашгаха в источнике всех источников, которая относится к Нему самому и отслеживает ближайшее к Нему явление, а то — ближайшее к нему, и так до бесконечности. Как мы объяснили в нашем примере, любая ашгаха исходит из источника и как будто возникает из предшествующего ему «отца», ибо предшествующая ашгаха порождает и взращивает его. И если бы не корень, любые детали, следующие за ним, исчезли бы. А поскольку мы своими глазами видим, что детали продолжают существовать, следовательно, и корень существует всегда и во веки веков, и он бесконечен и неисчерпаем. Теперь пойми, чем отличаются те, кто осуществляет ашгаху, от тех, на кого она направлена, и которые, в свою очередь, осуществляют ашгаху над следующими за ними. Все аспекты того, кто осуществляет ашгаху, находятся в абсолютном единстве, ибо Всевышний соединяет их все, как это было в примере с одним человеком и одним разумом, который заботился о множестве разных людей. А тех, на кого ашгаха направлена, — множество, возвышающихся и снижающихся, действующих и подвергающихся воздействию. Мы говорили об этом выше и показали на примере четырех уровней созданий — неживая природа, растения, животные и «говорящие», что все они существуют под ашгахой Всевышнего, каждый отдельно, но общая ашгаха соединяет их в единую совокупность, которая и есть истинное единство, простой разум и Желание Эйн Соф, благословен Он и благословенно имя Его.


60 Происходящее время от времени.

61 Здесь автор цитирует стих из книги Иова (2:4): «…кожу за кожу и все, что есть у человека, он отдаст за душу свою», и объясняют комментаторы, что более внутренние органы человек готов защищать внешними, как, например, человек прикрывает голову или глаза руками. Тем более, за свою душу человек готов отдать все, что у него есть.

62 Поясним сказанное. Предположим, наш праведник встретит на улице кого-то из близких, тогда его естественной реакцией будет бурное проявление радости, он может задать много вопросов, предложить свою помощь и т.д. Если же он встретит малознакомого человека, то бурные проявления явно неуместны, здесь достаточно теплой улыбки, нескольких добрых слов или благословения. Но на самом деле сдержанное приветствие обычного знакомого — это ограниченная форма проявления того же стремления, которое побуждает при встрече родственника или близкого друга обнять его. Именно это автор и называет «корнем», или «источником», и «порождением». Яркое проявление симпатии — это корень, а сдержанное — его порождение.

63 Мудрецы ссылаются на слова пророка Хавакука о том, что у Израиля осталась единственная заповедь, которая может служить основой его существования: «Праведник верой своей будет жить».

64 Праведность человека начинается с заботы о себе, то есть о собственной душе, ведь, исполняя заповеди, человек совершенствует прежде всего самого себя, а затем уже — окружающий мир. А человек неправедный жесток даже по отношению к себе, ведь он обрекает свои душу и тело на страдания в обмен на мимолетные «радости» этого мира.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.