Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Провидение, Сотворение мира, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Шхина, Рав Лейб Александр Саврасов
исследователь: Слова твои очень логичны. Теперь объясни мне первоосновы этой мудрости.
каббалист: Прежде всего, ты должен знать, что в сотворении мира и его управлении Создатель не делал ничего, пользуясь всем своим могуществом, а Он — всемогущ. Он действовал подобно человеку, работающему поэтапно, прикладывая при этом большие усилия для трудных дел и малые — для легких. Именно таким образом Создатель сделал все сущее и расположил в ныне существующей иерархии. А если бы Он применил все свое могущество, мы не смогли бы говорить о Его делах, ибо не могли бы в них ничего понять. Однако, поскольку Всевышний свершил все ступенчато, мы можем понимать в Его делах в меру нашего разумения.
исследователь: Хорошо, что я понимаю: Всевышний применил цимцум (сокращение) к Своему свету так, чтобы приступить к делу «сотворения мира» не во всем всемогуществе, а ступенчато. Теперь у Высшего Разума есть два пути 53: путь всемогущества и путь ступенчатости. Путь ступенчатости возник из сокращения пути всемогущества. И Он установил понятный для нас путь ступенчатости и правосудия. Однако сформулируй мне это так, как принято у мудрецов Каббалы.
каббалист: Знай, что Его всемогущество мы называем «Эйн Соф, благословен Он», и оно же — Высшее Желание в его совершенстве. А путь ступенчатости мы называем сфирот. Таким образом, Создатель, который есть первичная сущность, сократил свое всемогущее Желание и установил ступенчатый путь. Поэтому мы говорим, что Эйн Соф «сократил» Себя, и с тех пор речь идет только о сфирот и об их иерархии. У каждого действия, которое происходит в «нижних», есть свой корень в иерархии, то есть сфира. И если мы поймем все детали этой иерархии, то будем ясно представлять себе все корни существующего в этом мире.
исследователь: А что за «света» упоминают мудрецы Каббалы, и в чем их смысл? Расскажи мне это ради нашей дружбы!
каббалист: Знай, что в Эйн Соф, благословен Он, невозможно постичь ничего, это недоступно даже пророкам. И постижение пророков тоже было ступенчатым, каждый понимал согласно своему уровню в пророческом видении. Дело в том, что каждый закон, который мы понимаем, всматриваясь в иерархию, пророки видели как отдельный свет. Таким образом, вся иерархия объясняется светами. Например, есть свет с одним действием, и есть свет с другим действием. И это не «свет» в простом понимании, а именно «закон», и мы видим законы в двадцати двух светах 54. Поэтому мы говорим «света», имея в виду правление.
исследователь. Откуда взялось число «десять», то есть почему именно десять сфирот и как они действуют?
каббалист: Прислушайся к тому, что я собираюсь сказать тебе сейчас — глубину этого следует осмыслить и понять… А я хочу объяснить тебе то, чего не понимают многие каббалисты наших дней, не постигая глубины этих вещей. Сосредоточь свое внимание на этом и слушай. Знай, что первое действие, которое пожелал свершить Создатель в творении, это «управление» в целом, то есть Его ашгаху над нижними — «Присутствующий во вместилище силы Его среди них» 55, − это действие называется «Шхина» 56. Это значит, что когда Создатель действует в аспекте ашгахи, это называется «Шхина», то есть Он «присутствует» среди созданных. А поскольку Его действия происходят путем «свечения», это «свечение» называется «Шхина». Это не значит, что мы постигаем суть самого этого свечения, однако мы знаем о его существовании и постигаем то, что доступно нам в аспекте его действия. Эта ашгаха существует постоянно. И пусть Всевышний, ради нас, окончательно утвердит свое присутствие среди нас, скорее, в наши дни! Омейн, да будет таково Его Желание!
53 Способа действия.
54 По числу букв Святого языка.
55 Созданий.
56 Дословно: «Присутствие».
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»