Из цикла «Живи Верой», темы: Награда, Машиах, Рамбам, Упование, 13 принципов веры, Геула, Рав Моше Шапиро
Нет сомнения, что, в конце концов, Машиах придет. Но будет огромная разница между теми, кто примет его как награду за ожидание, и чье Избавление будет заслужено, и тем, к кому оно придет помимо его воли, без его участия. Именно в этом смысл стиха: «Счастливы все, ждущие Тебя» — то есть только те, кто ждет, будут счастливы с его приходом.
Слово «счастлив» ( מאושר) в современном понимании описывает состояние радости и удовлетворения. Но Тора, употребляя это слово, имеет в виду «подтверждение» (אישור)и разрешение сомнений, подобно «подтверждению» документа, суть которого — снятие сомнений в подлинности подписей свидетелей. «Счастливый» человек — это человек, существование которого «подтверждено»: он имеет очевидные права на «свою» долю в жизни, его бытие «обосновано» и гарантировано без всяких сомнений. Во всех местах Писания, где употреблено это слово, имеется в виду прочность и фундаментальность, уверенность в настоящем и будущем.
Когда Писание гарантирует «счастливы все, ждущие тебя», это значит, что когда придет время истинного бытия, называемого «Эпоха Машиаха», человек, который ждал его, будет «утвержден» в нем, то есть у него будет подтвержденное право на существование в этом мире.
Но для того, кто живет в полном противоречии к эпохе Машиаха или даже просто без всякого отношения — не ожидая ее и не готовясь к ней, она не станет «его» реальностью. Ведь не этого он хотел в жизни, и поэтому в мире эпохи Машиаха он будет жить «без разрешения», он будет чувствовать, что это не его мир, не его «место», — ведь что ему до «истинной жизни»?!
Ожидание Избавления определяет рамки бытия человека
Попытаемся понять влияние «ожидания Избавления» на нашу жизнь. Человек влияет только на свой мир, на свое бытие, и награда его приходит именно из того мира, в котором он действует. Служение человека оказывает влияние на высшие миры только в той мере, в какой он сам имеет отношение к ним. Любой может соединиться с чем-то, выходящим за рамками его собственной жизни, благодаря сознанию и желанию, и тем самым расширить границы своих возможностей и деяний.
Опираясь на это, мы сможем понять слова Талмуда (Шаббат 31а): «Сказал Рава: когда человека приводят в суд, ему говорят: Вел ли ты дела честно? Установил время для изучения Торы? Плодился и размножался? Ждал Избавления? Углублялся в мудрость? Учил одно из другого?»
Понятно, что суд на Небесах рассматривает все поступки человека, а не только касающиеся приведенных здесь вопросов. Однако перед тем как человек предстанет перед всеобъемлющим судом, необходимо установить, что это за человек, — ведь значение всех исполненных им заповедей зависит от его сущности. Эти вопросы в самом начале процесса призваны установить суть человека.
Вопрос «ждал ли ты Избавления?» является важнейшим для выяснения того, совершенен ли человек, — ведь именно его мечты и надежды определяют его мир и рамки его жизни. От этого же зависит и то, какое влияние на мир оказывают совершаемые им заповеди. Человек не может получить награду в мире, к которому не имеет никакого отношения. Поэтому, прежде чем назначить человеку награду Будущего мира, выясняют, насколько человек способен получить ее.
Одна из вещей, определяющих рамки бытия человека, — это его надежды. Человек, чувствующий ущербность этого мира и мечтающий о «другом», исправленном, не удовлетворенный тем, что происходит в этом, имеет отношение к Будущему миру, и именно там его место. Как сказали мудрецы: «Кто “сын” Будущего мира?» (Брахот 4б и т. д.), то есть «кто имеет к нему отношение?» — это обычная идиома мудрецов, вроде «сын деревни», «сын города»( В смысле, «житель деревни», «житель города»).
Но у того, кто не ищет истину и не стремится к совершенству, нет «инструментов», достаточных для восприятия жизни в мире истины. Поэтому только в той мере, в какой человек ждал Избавления, он способен получить награду Будущего мира. Ведь об этой награде сказано: «Глаз не видел, кроме Б-жьего, [что] будет сделано ждущему Его» (Рамбам, Законы раскаяния 8, 13).
Царь Давид в книге Псалмов (63:2, 3) говорит: «[Как] жаждала Тебя душа моя… на земле пустынной, сухой, безводной — Так в Святыне (В переносном Святилище (Мишкане) в Шило) узрел я Тебя, видел силу Твою и славу». Мы видим, что он уподобляет мечту о Всевышнем тому, как жаждет воды сухая пустыня, и говорит, что следствие этой мечты — «Так в Святыне узрю Тебя…». Каковы ожидания человека, такова и связь с Всевышним, которую он получит.
В молитве сказано: «Пусть будет милость Твоя, Всевышний, к нам [такой], какую мы надеялись [получить от] Тебя». Просьба соответствует надежде. Невозможно просить большего, чем то, на что надеялся. Для получения этого просто нет инструментов. (Как сказано: «Раскрой свои уста, а Я наполню их» (Псалмы 81:11) — «инструменты» человека растут только с надеждой на спасение).
Поэтому, прежде чем определить размер награды Будущего мира, выясняют: «Ожидал ли ты Избавления?» Насколько человек нуждался в раскрытии истины, настолько он может иметь отношение к ней в будущем. А человек, которому хорошо и в этом мире, может получить награду только здесь — для большего у него просто нет инструментов. (Служением Давида была именно «мечта о совершенстве», как пишет об этом Рамбам: «Как жаждал Давид жизни в Будущем мире! Как сказано: “Если бы я не надеялся на добро Всевышнего в земле живых” (Псалмы 27:13)». («Земля живых» — иносказательное обозначение Будущего мира )
Отличие образа человека, ожидающего спасения, от образа того, кто его не ждет, принципиально. Человек, не ждущий Избавления, может совершить все возможное в этом мире добро, но рамки его бытия все равно останутся ограниченными тем, где он живет и на что надеется: он не сможет увидеть ничего за их пределами. А поскольку сейчас он видит в мире хорошие, с его точки зрения, условия жизни, то здесь же — все его бытие, и вся его награда. А места в более возвышенной реальности для него нет.
Именно так следует понимать награду, обещанную Писанием тем, кто ждет прихода Машиаха: «Счастливы все ждущие его». Те, кто ждет Избавления, его и приведут. А когда оно придет, они будут его «хозяевами» (т. е. Избавление придет благодаря им, в их заслугу), и в этом будет их истинное бытие.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.