Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Рав Лейб Александр Саврасов, Качества Творца
каббалист: До сих пор ты стоял на позиции свидетеля и судьи одновременно. Теперь я буду говорить, а ты навостри свои уши и услышь, открой глаза и увидь. И оставь свои искания до тех пор, пока не приобретешь истинные знания.
исследователь: Хорошо, послушаем, что ты скажешь.
каббалист: Я докажу тебе, что ты ошибаешься от начала до конца.
исследователь: Говори! А я посмотрю, сможешь ли ты разъяснить основы этого учения.
каббалист: Прежде всего тебе следует знать: вся суть Каббалы в том, чтобы показать нам справедливость12 в проявлениях Всевышнего и Его абсолютное, истинное единство, и что в Нем нет изменений и никаких свойств или законов тела.
исследователь: Этот фундамент очень хорош, если только он сможет вынести наше здание. каббалист: Знай, что мудрость Каббалы призвана передать нам от людей, совершенных знаниями и душой, сведения о том, как Всевышний, благословен Он, в совершенном величии Его мудрости управляет этим миром.
исследователь: Было бы чудесно, если бы мы могли извлечь из нее все это. Но пока я не вижу, как и откуда ждать помощи.
каббалист: Это я и имел в виду, говоря, что ты глубоко ошибаешься.
исследователь: Я рассказал тебе то, что читал и слышал. Что вы хотите объяснить порядок причинноследственных связей процесса возникновения созданий из Создателя. Как будто Создатель — это начало созданий, и они возникают из Него самого. И первичная материя13 постепенно преобразуется до тех пор, пока не появятся собственно создания, и именно эту цепь вы называете «сфирот»14. И все ваши объяснения сводятся к этому принципу. Вы говорите, что сам Создатель «приходит в действие» так, что появляется Его собственный свет, а затем это постепенно превращается из одного в другое до возникновения последнего сущего. Было бы хорошо, если бы мы могли так утверждать. Ведь эта цепь причинно-следственных связей действительно была бы источником возникновения созданий. И так как согласно изменениям в этой последовательности меняются и создания15, хорошо было бы изучить эту цепь изменений. Особенно это подходит для объяснения многообразия заповедей и аспектов служения, поскольку их необходимо связать с аспектами добра16. Но, как я уже говорил, невозможно сказать, что свет Всевышнего распространяется как цепь причинно-следственных связей, а ты уже согласился, что к Нему невозможно отнести никакие телесные свойства и явления17.
каббалист: Я согласен со всем, что ты сейчас сказал. Ибо это и есть причина появления всех построений18, созданных Творцом, — к Нему не имеют отношения телесные свойства. И ни в коем случае к Нему нельзя отнести такие понятия, как «причинноследственные связи» и «приведение в действие». Разве есть кто-нибудь, кто не слышал, что Творение возникло как «нечто из ничего»?
исследователь: Ты налил воды, теперь я хочу посмотреть, как ты добавишь муку!
каббалист: Очевидно, что великие мудрецы, от которых исходят эти знания, не могли ошибаться. А тебе я докажу, что ты просто не понял ничего из того, что читал и слышал. Скажи, можешь ли ты объяснить эти понятия — сфирот, все их изменения во времени, каково их влияние на Творение и как из них проистекают действия внизу? Только расскажи мне это не в общем, а в деталях, и я скажу тебе, понял ли ты это.
исследователь: Скажу тебе, что все должно возникнуть из этих причинно-следственных связей, и с их изменениями меняется и то, что в мире. Но в деталях я не могу этого объяснить, что это такое. Ни что такое «Кав», ни «Решимо», ни «Адам Кадмон», и ни миры, и ни исправления парцуфим, их облачений и домов19.
Обо всем этом я читал, но не понял природу этого, так что, в конце концов, мое недоумение выросло до бесконечности.
каббалист: Как видишь, ты не понял. И я считаю необходимым разъяснять тебе все это, пока ты не увидишь и не поймешь вещи, которые до сих пор не понимал.
исследователь: Говори!
12 Вот что объясняет автор в начале книги «Даат Твунот» (пункт 7 и далее): «Сказала душа: Круговорот событий, происходящих в мире, на первый взгляд демонстрирует отсутствие всякого провидения, и тем более трудно проследить, к чему все движется, чего хочет Творец от созданного Им мира, к чему Он его ведет и что произойдет в будущем. Созданное Творцом столь необъятно широко, что никакое сердце не вместит все Его деяния. Хочу я, чтобы ты научил меня верному способу постигать прямоту деяний Всевышнего, не отклоняясь от истины ни на шаг влево или вправо.
Сказал разум: Но ведь среди деяний Всевышнего есть вещи очень глубокие и трудные для понимания. Например, проблема страдающего праведника и благоденствующего злодея затрудняла даже величайших мудрецов и пророков, включая Моше, учителя нашего, потому что это невозможно постичь…
Сказал разум: Безусловно, Творец основал созданный им мир на правосудии и управляет им посредством справедливого суда, и ты увидишь это без тени сомнения, как засвидетельствовала сама Тора Израиля, переданная нам через Моше (Дварим 32:4): “Твердыня; совершенны Его деяния, все пути Его ‒ правосудие, верен Всесильный и нет в Нем несправедливости, справедлив и праведен Он”».
13 Возникающая из самого Создателя.
14 Здесь автор имеет в виду, что сфирот — это промежуточные формы, «посредники» между Творцом и созданиями нижнего мира; собственно, это и вызывает недоумение исследователя.
15 Цепь причинно-следственных связей предполагает наличие в ней множества различных элементов. А Каббала учит, что каждое из звеньев является источником конкретного вида созданий внизу, как говорит автор в книге «Даат Твунот» (пункт 190): «Создания самой формой своей указывают на высшие качества и влияния, являются их образами. Поэтому Господь, благословен Он, показывает пророкам Cвою Славу как образы, ею созданные, поскольку всякая форма, существующая внизу, — не что иное, как образ соответствующего ей качества и влияния наверху. И заметь, ведь это тоже одно из качеств Всевышнего — отображать свойства Его влияний и качеств в формах нижних так, чтобы формы эти могли дать представление о влияниях. И создал Господь Благословенный особый совершенный порядок, согласно которому среди разнообразия форм созданий можно найти примеры для всех аспектов того, что находится наверху и что Всевышний хочет показать нам. Более того, это является причиной всего разнообразия форм созданий, в этом многообразии нет ничего случайного, наоборот, все объясняется в соответствии с этой основой — формы низших созданий создают представления о высших и духовных аспектах».
16 Проявления света Всевышнего. Поскольку заповеди связаны с и — правлением всех аспектов влияния Всевышнего через готовность людей получить это влияние, многообразие видов этого влияния объясняет многообразие заповедей.
17 Передача воздействия через цепь взаимодействий является сво — ством телесных, то есть ограниченных объектов; Всевышний же, в силу неограниченности своих возможностей, просто не нуждается ни в чем подобном.
18 Тот факт, что собственная сущность Создателя не имеет телесных свойств, и является причиной создания всей системы сфирот как средства материализации Его Желания и влияния.
19 Для того чтобы не смущать читателя совершенно незнакомыми понятиями и терминами, мы приведем объяснения некоторых из них по книге Рамхаля «138 врат мудрости». решимо (раздел 25, 26): «Вследствие цимцума (сокращения) становится виден свет, исходящий от Всевышнего. То, что до этого… не было возможно ни видеть, ни постигать. А свет, который стал доступным для видения, называется “свет проявленный”, поскольку он выглядит как вновь появившийся, однако на самом деле это некий аспект предвечного света, сила которого была уменьшена цимцумом (пункт 26). Этот проявленный свет назывался “Решимо” (отпечатком) света предвечного, который в силу своего величия был непостижим. Суть этого “отпечатка” называется “местом всего сущего”, поскольку он дает ему возможность существования, то, чего не давала неисчерпаемость. Это место также называется пространством (пустотой), и оно свободно от света Эйн Соф, благословен Он, то есть неисчерпаемость не присутствует там, как это было в начале». кав (врата 27): «В этом отпечатке заложено все, чему предстоит быть. А то, что там не заложено, не может потом состояться. Однако все заложенное там не могло бы возникнуть, если бы сама неисчерпаемость не управляла этим. Вместе с тем, неисчерпаемость сделает только то, что заложено в отпечатке. Это подобно тому, как душа управляет телом только в соответствии с тем, что оно собой представляет. Это называется “один луч” (Кав) от Эйн Соф, благословен Он, вошедший в пространство (пустоту). Само то, что Он действует именно на отпечаток, является действием, “сообразным созданиям”. Однако сам Он действует совершенным образом. Таким образом, аспект “сообразно созданиям” — это отпечаток, а [то, что Он действует] именно лучом, является проявлением совершенства. И еще — то, что делается сообразно созданным, это отпечаток, однако путь, которым Эйн Соф создает этот луч, соответствующий неисчерпаемости, — такой, каков он в неисчерпаемости». адам кадмон (врата 12): «В целом все управление, а также и все сущее — это нечто единое, единый порядок, установленный Создателем, цель которого — добро, совершенное всеми видами совершенства. Все создания и законы управления ими — необходимые составляющие этого порядка. И это же составляет буквальную основу образа человека, со всеми его органами и системой их связей. Поэтому “Адам Кадмон”, включающий в себя все, есть образ общего порядка мироздания. Таким образом, Всевышний, благословен Он, создал одну (единую) реальность, суть которой — человеческий образ. И все, существующее вместе, как создания, так и система управления ими, не что иное, как совершенный человеческий образ».
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»