Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: Гомосексуализм, 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Нида, Разврат
346-я заповедь – запрещение вступать в близость с женщиной, пребывающей в состоянии ниды (отстранения), т.е. во все семь дней ее месячной ритуальной нечистоты. И об этом Его речение: “И к жене во время отстранения ее – в нечистоте ее – не приближайся, чтобы открыть ее наготу” (там же 18:19). И до тех пор пока женщина не совершит омовения в микве, она остается в состоянии ниды – даже по прошествии семи дней.
Намеренно преступивший этот запрет карается “отсечением души”. А совершивший нарушение неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.
347-я заповедь – запрещение вступать в близость с замужней женщиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего” (там же 18:20).
И есть различия в наказаниях, которым подвергается преступивший эту заповедь. Если женщина уже посвящена в жены другому, но еще не взошла с ним под хупу, нарушитель карается побиением камнями, как разъяснено в Писании (Дварим 22:21). Если замужняя женщина была дочерью коэна, то она карается сожжением (Ваикра 21:9), а вступивший с ней в запретную близость – удушением. Если же женщина происходит не из семьи коэна и она уже была близка со своим мужем, тогда оба (и она, и вступивший с ней в запретную близость) караются удушением. Но если не было свидетелей преступления, нарушитель карается “отсечением души”. А если преступление было совершено неумышленно, приносит установленную грехоочистительную жертву.
Этот запрет повторен в одном из Десяти Его Речений: “Не прелюбодействуй” (Шмот 20:14; Дварим 5:17) – этим речением так же запрещается вступать в близость с чужой женой.
Говорится в Мехильте (Итро): “Поскольку Ашем сказал: “Кто прелюбодействует с замужней женщиной... смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” (Ваикра 20:10) – наказание за этот грех нам известно. А где же сам запрет? Тора говорит: “Не прелюбодействуй”.
И то же объясняется в Сифре: “Кто прелюбодействует с замужней женщиной... смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” – наказание указано, а где же запрет? Тора говорит: “Не прелюбодействуй” – запрет относиться как к мужчине, так и к женщине”. И не назвали здесь мудрецы Его речение “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего”, поскольку запрет этого стиха относится только к прелюбодею и не распространяется на прелюбодейку.
В отношении других запрещенных связей запрет также распространяется и на женщину. Сказали мудрецы (Сифра): “Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть его наготу” (Ваикра 18:6) – запрет относится к обоим: и к мужчине, и к женщине.
А в трактате Санхедрин (51б) сказано: “Смерти будут преданы прелюбодей и прелюбодейка” – этой каре подлежат все прелюбодеи и прелюбодейки, кроме дочери коэна, которая карается сожжением, и кроме обрученной девушки, еще не взошедшей под хупу, которая карается побиением камнями”.
348-я заповедь – запрещение вступать в близость с животными, как с самцами, так и с самками. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И ни с какой скотиной не производи излияния семени” (Ваикра 18:23).
Умышленно нарушивший этот запрет карается побиением камнями, а если не было свидетелей преступления, “отсечением души”. Нарушивший запрет неумышленно приносит установленную грехоочистительную жертву.
349-я заповедь – запрещение женщине вступать в близость с животным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним” (там же).
И это самостоятельная заповедь, не совпадающая с предыдущей, – ведь запрет, обращенный к мужчинам (“...не производи излияния семени”), не относится к женщинам, и для них необходим отдельный запрет.
В самом начале трактата Критот указано, что за “36 преступлений, согласно закону Торы, преступники караются “отсечением души”. И в числе перечисленных там преступлений названы “близость мужчины с животными” и “близость женщины с животными”. И поскольку в этот перечень включены только нарушения запрещающих заповедей Торы, как мы разъясняли в нашем комментарии на Мишну, становится очевидным, что запрет женщине вступать в близость с животными – отдельная заповедь “Не делай”.
Женщина, преступившая этот запрет, карается побиением камнями. А если не было свидетелей преступления, нарушительница запрета карается “отсечением души”. В случае неумышленного нарушения запрета приносится установленная грехоочистительная жертва.
Триста пятидесятая заповедь – запрещение мужчине вступать в близость с другим мужчиной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной – это мерзость” (Ваикра 18:22).
Этот запрет повторен в Торе – сказано: “Да не будет блудника из сынов Израиля” (Дварим 23:18). И, согласно верному объяснению, этот запрет повторен лишь для усиления, и второе речение не является самостоятельной заповедью, обращенной к мужчине, выполняющему пассивную роль в такой близости. Но запрет “С мужчиною не ложись” относится к выполняющему и активную роль, и пассивную.
Но в трактате Санхедрин (54б) указывается, что раби Ишмаэль считал стих “Да не будет блудника из сынов Израиля” – отдельным запретом, обращенным к выполняющему пассивную роль. Поэтому, согласно мнению раби Ишмаэля, тот, кто одновременно выполняет активную роль по отношению к одному мужчине и пассивную по отношению к другому, подлежит двум наказаниям за нарушение двух запретов.
Однако раби Акива возражал: “Отдельный запрет не нужен. Ведь в Торе сказано: “С мужчиною не ложись” – не ложись, выполняя любую роль”. И по его мнению, тот, кто одновременно выполняет и активную, и пассивную роль, подлежит лишь одному наказанию, поскольку к выполняющим обе роли в такой близости обращен единый запрет. А стих “Да не будет блудника...”, по мнению раби Акивы, нужен лишь для усиления запрета. Ведь, подобно этому, в Торе сказано “Не прелюбодействуй” (Шмот 20:14) – это запрет вступать в близость с замужней женщиной, как мы разъясняли (НД 347), а затем добавлено: “И с женой своего ближнего не производи излияния семени своего” (Ваикра 18:20). И есть много других подобных речений, служащих для усиления, как мы отмечали в “9-ом принципе” предисловия.
Преступивший этот запрет карается побиением камнями. Если же невозможно предать нарушителя суду, он подлежит “отсечению души”. А если нарушение было совершенно неумышленно, приносится установленная грехоочистительная жертва.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.