Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Муж и Жена, Законы семейной чистоты
1. Всякая женщина, у которой из источника ее кровей вылилась капля крови, даже самого маленького размера, независимо от того, как это произошло: так ли, как это происходит обычно, когда женщины видят кровь в определенное время, или не вовремя, или даже если женщина получила какую-либо травму, из-за которой из источника ее кровей вытекла капля крови — эта женщина переходит в ритуально нечистое состояние, состояние ниды, и остается в нем, пока не отсчитает «семь чистых дней» и не окунется, как положено. И всякий, кто осуществит с ней половую близость в этом ее состоянии, получает наказание карет, и она также получает наказание карет. Если же ее касаются, проявляя нежные чувства — наказанием за это Тора определила побивание палками.
2. Даже если женщина не почувствовала, что из источника ее кровей потекла кровь, но обнаружила пятно крови на своем теле, ли на одежде, или на постельном белье, или в другом месте, так что нет никаких оснований предположить, что эта кровь вытекла откуда-нибудь еще, но очевидно, что она вытекла именно из источника ее кровей — она нечиста. И если женщина обнаружила какое-то пятно, даже не по-настоящему красное, но и не совсем белое, она должна показать его раввину, поскольку есть многие различные законы, связанные с размерами этого пятна, а также связанные с «возможностью поставить в зависимость» — откуда могло бы появиться такое пятно и откуда оно появиться не может, а также связанные со временем, когда было обнаружено пятно — в дни. Когда она чиста, или в один из «семи чистых дней».
3. Если женщина почувствовала, что источник ее кровей раскрылся, даже если она немедленно проверилась и ничего не обнаружила, все равно нечиста (и необходимо сообщить об этом женщинам, поскольку многие женщины этого не знают). Но если она обнаружила некоторые белые выделения без малейшей примеси красного, — она чиста.
4. Сказано в Писании: «…и к женщине в ее нечистом состоянии ниды не приближайся». Из того, что написано именно: «не приближайся», вывели мудрецы наши благословенной памяти, что запрещены любые виды близости: нельзя смеяться и вести себя легкомысленно вместе с ней, поскольку из-за этого человеку легче совершить преступление. Однако разрешается уединяться с ней, поскольку, раз он уже был с ней и раз у него будет право снова сделать это по истечении некоторого времени, его злое начало не будет докучать ему очень уж сильно, и мы не опасаемся, что он осуществит с ней половую близость, когда это запрещено.
5. Не следует касаться ее даже мизинцем, и не следует передавать ей из рук в руки даже длинные предметы; и также не следует ничего брать из ее рук; перебросить что-либо из его рук в ее, а также наоборот, тоже запрещено.
6. Не следует есть с ней за одним столом, кроме как в случае, когда в обычное устройство трапезы внесены некоторые изменения, то есть на стол поставлена некоторая вещь, разделяющая его и ее миски, причем это должна быть такая вещь, которую в обычных ситуациях на стол не ставят; или женщина должна сидеть не на своем обычном месте. Если же у них принято, когда жена чиста, есть из одной миски, а сейчас каждый из них ест из своей миски — этого достаточно.
7. Не следует мужу допивать содержимое стакана жены. Если же после нее из того же стакана пил кто-то еще, или если остатки перелиты в другой стакан — ему можно их допить. Если же он не знает, что она пила из этого стакана, и хочет допить остатки — она не обязана предупреждать его, что пила из этого стакана. (Если же он знает, что она пила из этого стакана, но не знает, что она нида — об этом я писал в своей книге: «Лехем ве-Симла», что, по-видимому, она должна сообщить ему об этом). Ей же разрешается допить содержимое его стакана. Некоторые говорят, что так же, как ему запрещается допить напиток из ее стакана, ему запрещается также доесть еду, оставшуюся на ее тарелке.
8. Не следует им спать в одной кровати, даже если это не ее специальная кровать. Даже если каждый из них спит одетым, и даже если они не касаются один другого, и даже если каждый спит на своем собственном постельном белье, и даже если они спят каждый на свое кровати, но эти кровати соприкасаются — все это запрещено. Если же они спят на полу, им не следует спать лицом друг к другу, кроме как в случае, когда они спят на большом расстоянии друг от друга. И тот же закон относится к ситуации, когда они спят на двух кроватях, соприкасающихся длинными сторонами, так что иногда они оказываются спящими лицом к лицу: несмотря на то, что кровати не касаются одна другой по-настоящему, это запрещено, если расстояние между кроватями небольшое. И мужу запрещено даже сидеть на кровати, предназначенной лично для жены, даже если она при этом не присутствует; жене же запрещено спать на кровати, предназначенной специально для мужа. Однако нет необходимости запрещать ей сидеть на его кровати.
9. Им запрещено сидеть вдвоем на длинной скамье, если она не закреплена неподвижно. Если же между ними сидит кто-то еще — это разрешено. И им не следует ехать в одной повозке или плыть на одном корабле, если они просто прогуливаются, скажем, по садам и т.д. Если же они едут по делу из одного города в другой, им это разрешается, даже если они едут только вдвоем; только они должны сидеть так, чтобы не касаться друг друга.
10. Не следует мужу смотреть ни на какое место ее тела, которое обычно закрыто. Однако на места ее тела, которые обычно открыты, ему разрешается смотреть, хотя он и получает от этого удовольствие.
Запрещено мужу вдыхать запах ее личных благовоний, и запрещено ему слушать, как она поет.
11. Следует женщине завести себе специальную одежду на время ниды, чтобы они оба все время помнили, что она нида. И мудрецы, хотя и без особого желания, разрешили жене в состоянии ниды подводить глаза, румяниться и украшать себя красивыми одеждами, только чтобы она не стала физически отвратительной своему мужу.
12. Не следует ей наливать для него стакан вина в его присутствии, а также приносить ему стакан вина и ставить перед ним на стол. И не следует ей стелить для него постель в его присутствии. Однако не в его присутствии все это ей разрешено, хотя муж и знает, что это сделала именно она. И ей запрещено наливать ему воду, чтобы он умыл лицо, руки и ноги, даже если это — холодная вода.
13. Как ей запрещено налить ему стакан вина, так же и ему запрещено налить стакан вина для нее. И даже передать ей через посланника вино в стакане, предназначенном специально для нее, даже если это стакан, на который произнесено благословение — даже это запрещено.
14. Если муж болен, и кроме жены, некому за ним ухаживать, ей разрешается обслуживать его таким образом, что ей не приходится касаться его непосредственно, а только через посредство какой-либо вещи; и таким образом разрешается даже укладывать, поднимать и поддерживать его; только больше всего следует ей остерегаться мыть ему лицо, руки и ноги и стелить ему постель в его присутствии. Если же жена больна, мужу запрещено обслуживать ее, даже не касаясь, кроме как в особенно тяжелой ситуации, когда никак нельзя найти никого другого, кто стал бы это делать. Если же муж — врач, а в данном месте нет ни одного другого столь же знающего врача, ему разрешается посчитать ей пульс, поскольку он делает это не ради плотской страсти или выражения нежных чувств.
15. Всех указанных выше запретов на близость следует придерживаться и в дни ее «белизны», то есть в дни, когда она отсчитывает «семь чистых дней»; и также после этого, если она не успела окунуться вовремя, им обоим запрещено все вышеперечисленное до того, как она окунется.
16. Принято, чтобы женщина в состоянии ниды до того, как она начинает отсчитывать чистые дни, не появлялась в синагоге и не молилась. Только в «дни раскаяния», то есть начиная с первого дня чтения Слихот и далее, когда все собираются в синагоге, и она очень расстроится, если не сможет пойти, — ей также можно прийти туда и помолиться; и также во всех подобных случаях, например, если она женит своего сына или выдает замуж дочь, или если она только что родила и ей пришло время идти в синагогу — она имеет право это сделать.
Читайте: тема Законы семейной чистоты
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.