Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Настолько пропащий, что наказывать бесполезно?

Темы: Исправление, Наказание, Раскаяние, Проказа, Тума, Рав Овадья Климовский, Цараат

Отложить Отложено

Тазриа. Ваикра 13;13. «И осмотрит священнослужитель, и вот покрыла проказа все тело его, то признает он язву чистой. Все побелело, чисто это». Почему в этом случае язва проказы считается чистой? Яков-Хаим

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Яков-Хаим!

Словом «проказа» переводят цараат, о которой говорит Тора. Но стоит заметить для начала, что это — не инфекционное заболевание. Это специфическое явление, связанное с поступками человека, порожденными «внутренней болезнью», с которой не может справиться ни один врач, а только сам человек. Потому и «лечение» требуется особенное — не лекарства, а размышления о собственных поступках и исправление их.

Теперь о Вашем вопросе — это интересный момент, на первый взгляд противоречащий логике. И формально нам было бы достаточно сказать — так постановила Тора: кто покрывается цараат полностью, становится чист. Но благодаря Вашему вопросу, может быть, мы попробуем чуть приблизиться к пониманию причин, по которым был дан этот закон Торы. Есть несколько объяснений.

Ибн-Эзра объясняет это так: появление цараат на коже — это признак того, что внутренняя болезнь стала выходить наружу. Пока процесс продолжается, человек считается нечистым и должен быть изолирован, однако когда он покрывается проказой полностью — это значит, что процесс выхода болезни наружу завершен. Возможно, к этому объяснению нам придется добавить, что как только появляется здоровая кожа, это становится признаком, что болезнь еще может начать прогрессировать вновь. Поэтому человек вновь объявляется нечистым, пока не станет очевидным, что он уже пошел на поправку.

Кли Якар дает похожее объяснение, добавляя, что увидев себя полностью покрытым проказой, человек уж точно раскается, поэтому Тора уже объявляет его чистым. Тогда как тот, у кого еще остались здоровые участки тела, может подумать — не все так плохо со мной… Его стоит подтолкнуть к раскаянию — и Тора объявляет, что он нечист.

Некоторые комментаторы, например, Црор а-Мор, разделяют проказу на два вида — глубокую и поверхностную. Глубокая является признаком нечистоты, а поверхностная — нет. Если цараат покрыла все тело человека, можно с уверенностью утверждать, что она — поверхностная, раз распределилась по всей коже. Поэтому человек чист. Так следует из слов мудрецов в мидраше Торат Коаним.

Кроме того, мудрецы видели в этом законе намек: существует предание, согласно которому Избавитель придет к нам, когда все поколение будет или полностью достойным, или, не дай Б-г, наоборот. То есть, когда падать ниже уже некуда, путь только один — подниматься. Поэтому Избавитель и явится к нам, когда все будет насквозь испорчено (Сангедрин 97а) — тогда люди, наконец, пробудятся от духовной спячки и раскаются.

Когда-то я слышал такое интересное объяснение: ведь зачем существует проказа? Для того чтобы человек раскаивался и исправлялся. Если он полностью покрыт ею, это признак того, что он настолько пропащий, что бесполезно наказывать его — в его душе уже нет места ничему здоровому, что и проявилось внешне. Поэтому он уже «чист» — надежды на его исправление нет, а Тора не наказывает человека бесцельно. Как только появится здоровое пятнышко на коже — это признак того, что есть надежда, что-то еще живое есть в душе у человека — тогда со всей строгостью его следует заставить исправляться.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше