Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Смысл заповедей, Законы семейной чистоты, Норман Лем
Возможности слова недостаточны, чтобы объяснить, какое значение придает иудаизм этим законам, особенно поколению, которое в большинстве своем даже не знает об их существовании. Наказание, которое влечет за собой неисполнение этих законов, является наиболее убедительным доказательством их важности. Это наказание — карэт — полное исторжение из общины Исраэля, такое же, что постигает тех, кто не постится в Йом Кипур.
По важности своей законы о чистоте семьи превосходят многие и многие другие установления. «Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям» (Хафец Хаим). Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Пусть не удовольствуется читатель этим кратким и поверхностным изложением закона о чистоте семьи для того, чтобы воплотить его в жизнь. Как и в других сферах Алахи — и вообще в жизни — частности определяют успех всего предприятия. Только исполнение частностей наполняет содержанием и смыслом принципы, лежащие в основе закона.
Для того, чтобы знать положенные установления, читатель должен обратиться к книге «Шулхан Арух» или другим сочинениям, подробно излагающим и объясняющим закон в форме доступной и ясной.
Приправа к пище
То, что я попробовал изложить в настоящем труде, относится к категории «таамэй а-мицвот» — объяснению заповедей. Мы не в силах проникнуть в замысел Создателя, давшего нам заповеди, поскольку это неизмеримо выше нашего разумения, кроме того, пытаясь проникнуть в этот замысел, мы проявляем недопустимую дерзость. И, однако, то, что мы действительно пытаемся понять, — это не то, почему повелел нам Создатель исполнять эти законы (заповеди), а то, что именно Он хотел, чтобы мы поняли из них, иными словами, какова польза от этих законов в различных сферах жизни. Мы пытаемся понять смысл заповеди, однако, ни в коем случае не дозволено нам подменять поиски подобного рода поисками и размышлениями над непостижимым замыслом Творца. Само собой разумеется, что законы не зависят от смысла, который мы в них открываем. Для того, чтобы закон стал законом, он должен быть независим от нашей логики. «Таамэй а-мицвот» — в дословном переводе «вкус заповедей», т.е. их свойства в соответствии с тем, что мы «раскусили» в них: перевод «смысл заповедей» — вспомогательный и неточный. И это следует иметь в виду, когда мы начинаем искать «смысл» заповеди о чистоте семьи: исследуя смысл религиозных установлений, — мы тем самым пытаемся присовокупить к нашей духовной пище некую приправу, имеющую назначение «ублажить» наш вкус.
Однако нам ни в коем случае не разрешено подменить этой приправой основную нашу духовную пищу, т.е. еврейские заповеди в том виде, в каком они осуществляются на деле. На протяжении нашей истории предпринимались неудачные попытки «дополнить» и подменить закон различными логическими построениями, при этом подлинный, духовный смысл заповедей полностью игнорировался. Закон должен оставаться совершенно независимым от тех ценностей, смыслов и намерений, которые, по нашему мнению, мы в нем открыли.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей