Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Счастье, царящее в еврейских семьях, исполняющих закон иудаизма, даже в нынешних условиях, когда происходящий вокруг процесс распада семьи, с каждым часов становящийся все более и более неудержимым, свидетельствует о том, что еврейский взгляд на интимные аспекты семейной жизни должен стать предметом внимательного изучения для современной еврейской молодежи.

Один из столпов современного реформистского движения, описывая счастье и благополучие, характерные для еврейских семей, соблюдающих заповеди еще со времен средневековья, пишет: «И в наши дни и в Европе и в Америке можно наблюдать уклад жизни, характерный для еврейской семьи в прежние времена. Это семьи, ведущие религиозный образ жизни. Те же семьи, куда проникло влияние эмансипации, ведут иной образ жизни, определенный их отстранением от религии».

Один из историков, обозревающих панораму еврейской жизни в наше время, мог сказать лишь несколько лет назад: «Значение семьи в еврейской жизни чрезвычайно важно, поскольку она являлась связующим звеном между заботой о чистоте расы и соблюдением религиозной традиции. Она является крепостью еврейского мироощущения, в которой жизнь складывалась по еврейским законам и имела свой специфической интимный облик». Это верно также в отношении тех семей, в которых существует связь с еврейской традицией, хотя бы и в самой неортодоксальной форме.

Единство, характерное для типичной еврейской семьи, не является следствием этнической или расовой особенности еврейского народа. Не вытекает оно также из какого-либо особого общего отношения, полного добрых намерений или «связи с еврейской традицией», однако же лишенной формы и неорганизованной. Это, конечно же, следствие той специфической ортодоксальной традиции — Алахи или «еврейского образа жизни», той самой алахической традиции, обязывающего закона, который наделил устойчивостью еврейскую семью. ,

Еврейский образ жизни

Соблюдение закона о чистоте семьи воздействовало непосредственно на образ жизни еврейской семьи и общине Исраэля, оно дало силу и устойчивость братству внутри народа. Система, которая установлена еврейским законом для мужа и жены, известна под названием «таорат а-мишпаха» («чистота семьи»). Это, как мы уже видели, выражение, наиболее подходящее, поскольку оно соотносится со стремлением к той форме духовного возвышения, называемой «таора» — «чистота» и являющейся залогом единства семьи.

Выше говорилось о значении психблогического аспекта очищения, содержащегося в обряде погружения в микву невесты. Однако, то психологическое влияние, которое содержится в исполнении закона о чистоте семьи, не ограничивается только сферой интимной жизни в первые годы замужества. Исполнение этого закона играет решающую роль в сохранении семьи в период, когда исчезает свежесть и новизна интимных отношений и вступает в силу рутина повседневности.

Достаточно просто вступить в брак, однако нелегко сохранить супружеские отношения: это уже нечто совсем иное. Талмуд сравнивает преодоление трудностей семейной жизни с чудом, которое состояло не только в том, что море разверзлось, а в том, что воды его стояли недвижно справа и слева, как стены, до тех пор, пока не прошел между ними весь народ Исраэля. Вступление в брак со всеми проблемами, которое оно ставит перед мужем и женой, относительно просто. Много сложнее — равносильно чуду — сохранение брака в условиях бурной современной действительности. Сексуальное влечение сближает молодую пару, приводит ее под свадебный балдахин и помогает в первые годы брака. Однако, позже, когда это влечение ослабевает, брак подчас оказывается в опасности, ему грозит распад. И, к сожалению, это случается слишком часто. Радость совместной жизни превращается в серую повседневность; очарование и красота, характерные для начала пути, теряют свою свежесть, чувства притупляются, наступают тусклые будни, — а это самый опасный яд для семейной жизни.

Рутина и скука

Успех брака зависит от устойчивости того взаимного влечения, которое было характерно для супружеской поры в первые годы; более того, оно должно даже возрастать с течением времени. Соблюдение законов о чистоте семьи, обязательное периодическое отдаление супругов друг от друга (в сфере физической) гарантирует устойчивость влечения во всей его силе. И вот как описывает Талмуд психологические последствия соблюдения закона о чистоте семьи:

«Почему повелевает Тора пребывать женщине в период семи дней ее нечистоты в отдалении? Потому что муж привыкает к ней и охладевает. Тогда сказала Тора: да будет нечистота семь дней,

дабы была желанна для мужа своего, как во время вступления под свадебный балдахин» (трактат «Нида» 316).

Половая близость, которая не знает ограничений, приносит полное чувственное удовлетворение, вплоть до пресыщения и скуки, а скука вносит дисгармонию в семейные отношения. В то же время супруги, которые следуют требованиям Торы и соблюдают установление о физическом отдалении, не подвергаются этой опасности пресыщения, и их изначальная любовь продолжает существовать во всей ее силе.

Итак, правы был мудрецы Талмуда! Рутина отдаляет супругов; временное отстранение напротив, сближает их сердца. Главный раввин Израиля, рав Унтерман, отметил, что по свидетельству тех, кто занимался проблемами семейной жизни, муж часто хочет расстаться с женой, вплоть до развода, а расставшись на определенное время, вдруг убеждается, что он нуждается в ней, тоскует по ней и любит ее. Расставание приводит к объединению. Временное отшельничество, которое повелевает Тора, оберегает жизненность семейных отношений, более того, привносит в них новое обаяние и возвращает им их поэтичность: «И ложе наше — цветы свежие» (Песнь песней, 1:16).

Медовый месяц — всегда

Закон о чистоте семьи содержит в себе еще одно дополнительное достоинство, относящееся непосредственно к женщине, — он помогает сохранить красоту, заключенную в первых месяцах брака. Обычно мужчины не так чувствительны к этому, как женщины, поскольку сфера пола и чувственности является для них чисто внешней по отношению к их внутренней жизни. Для женщин они — неотделимы от ее существования. Ее биологическая природа проникает в психологическую сферу гораздо глубже. В то время как мальчик мечтает о том, кем он будет, когда вырастет, — солдатом, пожарником, врачом или ученым, девочка, даже стремящаяся приобрести определенную профессию, все же мечтает в первую очередь о браке, семье и собственном доме, о детях и семейной жизни. Чем старше она становится, тем сильнее ее стремление к браку и тем больше она мечтает о любви. В период обручения она думает о первой брачной ночи и дальнейшей совместной жизни с ее суженым («и станут они как одна плоть»), И как это печально, если ее мечты осуществятся, чтобы быстро развеяться. Какое это жестокое разочарование и утрата надежд для женщины, если всего лишь неделя или месяц окажутся воплощением ее мечтаний о долгой жизни, исполненной томления и нежности, — жалким воплощением прекраснейшего из снов!

Но вот закон о чистоте семьи порождает чудо: нет конца медовому месяцу на протяжении многих лет совместной жизни. По-

настоящему драматична любовь, в которой отсутствие физической близости сменяется полным слиянием супругов из месяца в месяц. Так период отстранения снова и снова возвращает супругов к чудесному времени обручения, когда жених и невеста выражают друг другу свою любовь и нежность без физической близости. А после этого женщина окунается в воды миквы, произносит то самое благословение, которое она произносила еще будучи невестой, и возвращается к своему мужу в чистоте и любви, как в первую брачную ночь.

В такой атмосфере повседневность не наносит любви никакого ущерба. Мечты женщины становятся реальностью, а ее устремления полны очарования. Ее жизнь обещает быть постоянным медовым месяцем, над которым не властны пресыщение и будничность.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше