Из цикла «Окаймленная лилиями», темы: Миква, Муж и Жена, Интимные отношения, Здоровье, Законы семейной чистоты, Норман Лем, Тума
Те, кто готовит себя подобным образом к бракосочетанию и соединяется друг с другом после окунания в микву, при котором женщина благословляет Бога и благодарит Его за то, что Он освятил ее, — знают — знание это им дается в символической и возвышенной форме, — что их супружеские отношения освящены и благословенны, что отношения эти чисты, что нет в них ничего вульгарного; что отношения эти святы и нет в них ничего непристойного. Соблюдение правил чистоты семейной жизни оказывает на душу влияние очищающее и просветляющее. Оно освящает и облагораживает отношение мужа и жены друг к другу так, словно очищающие воды миквы омыли их мысли, очистив их от всего ложного и ущербного, что осталось от дней юности и могло бы поколебать их любовь и взаимное уважение — единственный залог устойчивости семьи. Так миква становится священным соединительным звеном между нравственностью и супружескими отношениями, приводящим мужа и жену друг к другу в чистоте и нежности, так, чтобы их любовь не оказалась затронута чувством вины и стыда — следами прежней внутренней борьбы.
Никакая, даже весьма убедительно сформулированная философия сексуальных отношений, не сравнится по глубине и силе психологического воздействия с законами семейной чистоты. Но лишь практическое осуществление этих законов может внедрить еврейское мировоззрение и неотъемлемые от него ценности в столь важную и требующую деликатности сферу жизни.
Чтобы оценить по достоинству смысл законов о чистоте семьи, важно понимать также, что они собой представляют.
Без предрассудков
Прежде всего, иудаизм относится к женщине в период нечистоты иначе, чем иные культуры, которые считают, что на женщине в этот период лежит печать позора, а сама она вызывает отвращение. Ее подвергали остракизму, носившему мистический характер, и запрещали ей находиться в обществе весь этот период.
Великий Рамбам, прославленный талмудист 12-го века, философ и врач, решительно отвергал суеверия и обычаи сабаев, амгусеев и других древних народов по отношению к женщине в период нечистоты и подчеркивал духовную сущность еврейского учения о чистоте семьи. К большому сожалению, многие наши современники отождествляют законы Торы с верованиями представителей древних примитивных культур. Подобные представления являются следствием невежества и полного незнания еврейских законов и традиций. По этой причине они не способны увидеть проблему чистоты семьи в более широкой перспективе, исходя из знания проблемы.
Терминологическая путаница также повинна в прискорбных искажениях понимания заповедей и их внутреннего смысла. Неверное понимание терминов «чистота» и«нечистота» и образованных от этих слов определений «чистый» и «нечистый» приводит к серьезнейшей семантической ошибке, придает им в глазах многих мистический и пугающий смысл, как, если бы нечистый дух пребывал в женщине, и его требовалось изгнать из нее с помощью магических действий.
Однако, очевидно, что это неправда. В соответствии с тем, чему учит иудаизм, ни у мужчины, ни у женщины, когда они «нечисты», не происходит никакого изменения характера или достоинств личности. Ни одно свойство не умаляет и не унижает женщину перед другой женщиной, находящейся в периоде «чистоты».
Понятие «нечистота» и «чистота» представляют собой категории, связанные с исполнением еврейского закона. Они призваны только напомнить еврею и еврейке правила поведения, обязывающие их в определенных обстоятельствах. Более того, еврейский закон не видит никакой заслуги в том, что тот, кто был «нечист», снова станет «чистым». Он лишь констатирует, что в период «нечистоты» ему запрещено, как мы уже упоминали, есть от святыни, а именно от жертвоприношений и трумот или входить в пределы Храма. И, если от женщины в период нечистоты закон требует своевременного и безотлагательного обряда очищения, то это лишь для того, чтобы возобновить супружеские отношения с мужем без излишней отсрочки, — как вклад в осуществление одной из главных целей брака.
Семантическая трагедия
Существует еще одна весьма распространенная ошибка в отношении законов семейной чистоты, которая явилась причиной его несоблюдения во многих еврейских семьях. Ошибка эта также в значительной мере семантическая, поскольку является результатом неправильного перевода слов «чистый» и «нечистый» как «гигиеничный» и «негигиеничный». А потому нет ничего удивительного в том, что многие представители молодежи, воспитанные на современных научно-технических понятиях, отвергают закон о чистоте семьи. Достижения санитарии и гигиены в наш «просвещенный» век столь впечатляющи, что молодое поколение не видит никакой пользы в исполнении древнего закона, для того, чтобы обеспечить чистоту своего тела.
Необходимо усвоить, что закон о чистоте семьи ни в коей мере не предполагает исполнение гигиенической процедуры. «Нечистота» — не грязь или нечистоты, смываемые водой: очищение, предписанное Торой, связано с побуждениями сердца. Забота о теле, о гигиене и физическом здоровье почитаются в еврействе. Однако это совсем другие независимые от прочих законы, и их нельзя смешивать, как делают по своему невежеству многие, с законами о чистоте семьи. Так, например, первосвященнику вменялось в обязанность окунаться пять раз на протяжении храмового ритуала в День Искупления. Очевидно, что всякий, знакомый со священническим служением в Храме, не заподозрит первосвященника в том, что он должен пять раз мыться, чтобы достичь физической чистоты с точки зрения простой гигиены. Очевидно, что назначение окунания совсем иное и никак не гигиеническое. Более того, еврейский закон требует от женщины полной гигиенической чистоты перед окунанием в микве.
В этой связи необходимо отметить медицинский аспект еврейского закона о чистоте семьи. Известно, что соблюдение этого закона предупреждает, в частности, определенные формы рака (читатель может почерпнуть эти сведения из брошюр, посвященных данной теме). В дополнение к сказанному заметим, что период отдаления супругов друг от друга дает им отдых и покой, необходимые для установления надлежащего ритма в интимных отношениях. Никакое добровольное воздержание не может быть настолько действенно, не может обеспечить такой полный покой, как отдаление, заповеданное религиозным законом. Если закон запрещает супругам приближаться друг к другу, ни один из них не заподозрит другого в том, что любовь его ослабела.
И снова — не дай нам Бог возомнить, что в этом и заключается смысл закона, что этим он исчерпывается. Совокупность законов о чистоте семьи имеет исключительно духовный, религиозный смысл по самой своей сути. Психологические и медицинские аспекты, являющиеся следствием соблюдения закона, — не более как сопровождающие моменты, однако глубочайший смысл этих установлений не имеет ничего общего ни с психологией, ни с медициной, антропологией или гигиеной.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»