Из цикла «Недельная глава Торы», темы: Потомство, Недельная глава, Ваишлах, Еврейские качества, Рав Элиягу Вугенфирер
В названии недельной главы с точки зрения «драша» — «толкования» Торы, содержится намёк на суть этой главы. «И послал Яков ангелов к Эйсаву, брату своему». Кроме простого смысла, что Яков послал ангелов к Эйсаву, следует пояснить о чём, возможно, идет речь со стороны «драша».
Прежде всего, необходимо пояснить, что суть ангела — быть посланником, выполнить поручение.
Итак, дело в том, что любая мысль или поступок, является корнем, из которого в будущем вырастут плоды. Сказано в стихе (Брейшит 34:1): «и вышла Дина, дочь Леи». Чем закончился этот выход известно — она была изнасилована, а братья Шимон и Леви вырезали весь город. Из-за чего в последствии получили «особые» благословления Якова. Раши отвечает на напрашивающийся вопрос: разве она была только дочерью Леи, но не Якова? Ответ в том, что поскольку она подобно Лее «выходила осмотреться», как сказано: «и вышла Лея ему навстречу», поэтому названа дочерью Леи. О ней сказана притча: какова мать, такова и дочь.
Поясняет рав Аарон Котляр, что смысл сказанного в том, что любое действие, чувство, ощущение, кроме того, что оно обладает самостоятельной действительностью, оно к тому же, укореняется в душе так, что из них, прорастают подобные им поступки, мысли, чувства, как хорошие, так и плохие.
И речь идёт не только о привычке, так как сказанное относится не только к тем вещам, к которым можно привыкнуть. Это подобно саженцу, из которого в будущем растут различные ростки — последствия, то есть будущие поступки. До такой степени, что можно сказать, что суть человека — это поступки, которые он совершал, и мысли, которые он думал. Так как внутренний мир человека, подобен протоматерии, которая способна принимать разные формы. А мысли и поступки, совершаемые человеком, придают форму его внутреннему миру. Как известно, из множества высказываний мудрецов и стихов Торы, что человек во многом зависит от окружения, в котором он находится. Однако, влияние окружения, так же обусловлено вышесказанным — окружение влияет на поступки, мысли, и чувства, устанавливая таким образом самосознание человека.
Кроме влияния на свою собственную жизнь, это естественным образом, оказывает влияние и на потомков. Например, говорят мудрецы (мидраш Раба 71:5), Лея проявила признательность — ее потомки также обладали этим качеством: Йегуда — признал правоту Тамар, Давид и Даниэль были признательными Всевышнему. Рахель была молчалива, ее потомков также отличало это качество. Рахель молча передала знаки Лее, своей сестре, с помощью которых Яков должен был опознать, что невеста именно она. Ее потомки были молчаливы: Биньямин, знавший о продаже брата Йосефа, но не рассказавший об этом, царица Эстер, не рассказывающая Ахашверошу о своем происхождении.
То же, мы находим, и со стороны зла. О поколении Башни сказано (Брейшит 11:5): «и спустился Всевышний, чтобы посмотреть Башню, которую сделали сыны Адама». Раши задает вопрос: сыны Человека? А чьи же еще они потомки? Ослов или верблюдов? Зачем это упомянуто вообще, ведь это, само собой разумеется! Отвечает Раши, они названы так, поскольку повели себя также не благодарно, как и Адам, поэтому здесь упомянут Адам, потомками которого они являются. Адам сказал, что он согрешил, «из-за женщины, которую ему дал Создатель». И эти тоже повели себя не благодарно — были спасены от наказания Потопом, а создавали Башню, чтобы при необходимости спастись от повторного Потопа.
И это то, что сказано здесь. «Дина, дочь Леи». И это не просто уподобление и сравнение, а причина и следствие, корень и росток. Именно от Леи к Дине перешло эта свойство «выходить».
Следовательно, верно и обратное, — для хорошего поступка, важным аспектом является качество этого поступка. Действие должно быть сделано осмысленно, с чувством любви и трепета перед Всевышним, во имя Всевышнего, и тогда, сам поступок становится совершенно другим. Этот поступок укоренится в человеке, и в свою очередь, послужит причиной появления будущего, но уже иного качества.
И это касается не только будущих потомков, но и жизни в Мире Грядущем, в общем. Находим в мидраше (Раба 77:1): о праотце Якове сказано: «и остался только (один) Яков, и боролся некто с ним до восхода зари», таким же образом сказано о Всевышнем (Йишаягу 2): «и возвысится в день тот, только (один) Всевышний». То есть мудрецы здесь увидели, что качество Якова уподобляется качеству Творца. Один из аспектов — это качество «Только Он Один ». Это качество цельности и самодостаточности. Все есть в нём самом. Поясняет рабейну Йерухам (в книге«Даат Тора»), что с помощью этого качества сражался Яков и победил. Это качество, самодостаточность, цельность, независимость — это качество, которым Израиль удостоится жизни в мире грядущем, в мире, где раскроется это качество Всевышнего, поскольку Израиль обладал этим качеством уже и в этом мире. Всё есть в нём.
Поступки — это наши посланники, «ангелы», которых мы посылаем в будущее.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»