Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Потомство, Аарон, Недельная глава, Моше, Исраэль Зельман, Служба в Храме, Шмини
«И взяли сыновья Аарона Надав и Авиhу — [каждый] человек совок свой (махтато מחתתו), и поместили в них огонь, и положили на него воскурение, и принесли перед Б-гом огонь чуждый (эш зара אש זרה), который не приказывал им [принести]. И вышел огонь от Б-га (Раши: Раби Элиэзер говорит: умерли сыновья Аарона потому, что указали закон в присутствии Моше (как объяснено в Талмуде, трактат Йома, приняли решение принести “обычный огонь”, несмотря на то, что основной огонь на жертвеннике являлся от Вс-вышнего); рабан Шимон, сын Гамлиэля, говорит: выпив вина, вошли в Святилище; знай, что сразу после их смерти предостерегла Тора оставшихся священников, чтобы не заходили, выпив вина, в Святилище) и пожрал их, и умерли перед Б-гом (Раби Авраам бен Эзра: ибо они думали, что сделали вещь, желанную перед Ним; р. Шломо Липман в книге комментариев "Ави Эзер» поясняет, что, несмотря на высокие намерения, сыновья Аарона были наказаны, потому что с таких великих людей, близких Б-гу, очень велик спрос, как сказано (Теhилим, 50): «Вокруг Него — буря великая», и сыновья Аарона, будучи мудрецами и праведниками, должны были правильно понять, каково Желание Творца, и получили страшное наказание за ошибку). И сказал Моше Аарону: «Это [то], что говорил Б-г, сказав: близкими Мне освящусь (Раши: где Б-г это говорил? “И буду узнан там сынами Израиля, и освящусь во Славе Своей” (Шмот, 29), не читай “во Славе Своей (би-хводи בכבודי)", а [читай] “с помощью прославленных Моих (ба-мехубадай במכובדי).” Сказал Моше Аарону: “Аарон, брат мой! Знал я, что освятится Храм с помощью известных Б-гу [людей], и считал я, что или через меня, или через тебя. Но сейчас я вижу, что они более великие, чем я и ты”) и перед всем народом прославлюсь!", и промолчал Аарон (получил награду за молчание своё, ибо уединилось с ним Речение Б-га (Б-г обратился только к Аарону), когда Б-г сообщил о запрете заходить в Храм, выпив вино).
Раби Шломо-Эфраим в книге "Кли Якар” перечислил основные причины гибели сыновей Аарона, приведённые в традиционных толкованиях: “О сущности их греха умножились мнения. В Мидраше приводится, что они вошли, выпив вина. Есть говорящие, что они вошли безо всех необходимых одежд (мехусрей бгадим מחוסרי בגדים), а есть говорящие, что причина в том, что не было у них детей. Также говорят, что вина их в том, что не женились. Или в том, что указали Закон в присутствии своего учителя Моше. А есть говорящие, что они шли за Моше и Аароном и говорили: “Когда умрут старцы эти, и мы будем руководить общиной?” И ещё есть мнение, что грех золотого тельца был причиной их смерти — Аарон расплатился за своё участие в нём в двойном размере, и указание на это обнаруживается в стихе о двойной плате за украденное” (в дальнейшем р. Шломо-Эфраим отыскивает намёки на вышеприведённые объяснения в самом тексте Торы о смерти сыновей Аарона, многопланово разъясняя понятие “огонь чуждый”).
В книге "Ктав Софер» приводится две часто упоминаемых причины гибели — из-за нежелания плодиться и из-за слов «когда умрут старцы эти», и задаётся вопрос: Как действительно всё это связано со словами о «чуждом огне»? И, кроме того, как праведные дети Аарона могли отказаться исполнять заповедь продолжения рода, да ещё сказать подобное об отце и дяде?!
Видится мне, разъясняет р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, что потому не женились Надав и Авиhу, что смотрели на сыновей Моше которые, как известно, не были такими, какими должны были быть. И если уж сыновья Моше не такие, как должно, то любой простой еврей будет брать с них пример (и оправдывать собственные недостатки).
И решили сыновья Аарона, продолжает автор книги «Ктав Софер», что причина этого — постоянная занятость Моше с общиной, из-за которой ему было невозможно следить за своими сыновьями. Ведь он постоянно перемещался от горы к народу и обратно (т.е., исполнял роль посредника между евреями и Творцом). И подобное этому сказали мудрецы о сыновьях пророка Шмуэля, которые не пошли по пути отца, поскольку он постоянно занимался общинными проблемами. А сыновья Аарона были, наоборот, праведниками, потому что Аарон не был так, как Моше, занят с народом и успевал следить за сыновьями (он не поднимался к Б-гу, как Моше, и поэтому много занимался с домочадцами).
Думая об этом, Надав и Авиhу приняли решение не создавать семьи, поскольку понимали, что после смерти Моше и Аарона им придётся возглавить народ, и если у них будут сыновья, то они не смогут уследить за ними, и сыновья пойдут по нехорошей дороге. Или же Надав и Авиhу не смогут, как следует, руководить общиной (если будут стараться больше времени посвящать семье). Поэтому во Имя Творца и Его народа они решили не жениться вообще.
Таким образом соединяются две причины гибели сыновей Аарона, упомянутые в Мидраше: то, что они, идя за Моше и Аароном, говорили: «Когда умрут старцы эти», и то, что не создали семьи. Ведь когда говорили они так, то, конечно же, не имели в виду, что ждут, когда, наконец, освободятся места вождей, а только размышляли о том, что после смерти этих старцев им придётся стать руководителями народа; думали о том, что Моше очень много работал с общиной, из-за чего его дети не хороши, а Аарон, следивший за сыновьями, не мог полноценно отдаваться работе с народом. Значит, будущим руководителям еврейского народа вообще не следует создавать семьи.
В действительности, это было ошибкой. И нечто подобное описано в Талмуде (в первой гл. трактата Брахот): во времена Первого Храма царь Хизкияу тоже не желал жениться и плодиться, чувствуя, что отпрыском его будет страшный злодей. И пророк Йешаяhу пришёл к нему и сказал: «С тайнами Вс-вышнего — что тебе?", т.е. зачем тебе задумываться о том, что скрыто от людей, и не исполнять из-за этого прямое указание Торы — заповедь плодиться и размножаться?
И теперь можно соединить эти два отрывка из Мидраша с формулировкой самого стиха о “чуждом огне”. В старших сыновьях Аарона горел огонь — огонь любви к Б-гу и народу Его, и именно из-за этого они решили не создавать семьи. Однако это был огонь чуждый, который не принимается Творцом. Именно из-за этого написано: “И принесли перед Б-гом огонь чуждый, который не приказывал им [принести]”, ведь не приказывал им Творец руководить общиной не так, как Моше».
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»