Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
  • 1. Умение снискать расположение другого человека не всегда воспринимается в иудаизме как положительное качество. Если человек, наблюдая, как кто-либо совершает нехороший поступок, делает вид, что согласен с нарушителем и одобряет его действия, кроме того, что он не выполнил заповедь «тохаха» (упрека, увещевания), он тем самым также нарушает запрет Торы.

В книге «Бемидбар» (35:33) сказано: «Не оскверняйте землю…» (не оскверняйте — в данном случае на иврите используется слово «хануфа», означающее лесть, лицемерие, подхалимаж). Один из ранних комментаторов Хизкуни объясняет, что Тора говорит о злодеях, живущих рядом. Запрещено каким бы то ни было образом поддерживать их и делать вид, как будто к их действиям относятся положительно. Устная традиция оставила нам немало изречений, в которых мудрецы критикуют «хануфа» и предупреждают о том, к каким нехорошим вещам она может привести.

— Человек, в котором есть качество «хануфа» (то есть льстец и подхалим) притягивает в этот мир Божественный гнев.

— Его молитва не принимается.

— Из-за него Шехина (Божественное Присутствие) покидает еврейский народ, а его душа опускается в Геином (Ад).

— Тот, кто старается угодить злодею, впоследствии пострадает от его руки (или от руки его потомков)

Известно, что во время правления царя Агриппаса (который не по праву получил власть) еврейский народ пережил большую утрату, потеряв своих ведущих мудрецов. Это случилось, когда Агриппас прилюдно читал отрывок из Торы, а когда дошел до места, где говорится, что чужеземец не может быть еврейским царем, из его глаз полились слезы. (Как известно, только мать его была еврейкой, и по закону он не мог быть царем.) Мудрецы стали его успокаивать, говоря: «Брат ты наш, брат ты наш». Т.е. наказание пришло именно на то, что мудрецы отреагировали на его действия одобрительно. Несмотря на то, что они это сделали из-за страха, все пострадали. Ведь бояться нужно лишь Творца.

Наши мудрецы дают три объяснения данной ситуации:

Рабейну Йона[1] считает, что даже если есть опасность для жизни, нельзя заискивать перед злодеем и льстить ему. Как сказано («Дварим», 1:17): «…и не бойтесь человека…»

Однако Баалей Тосафот говорят, что если есть опасность для жизни, разрешается сделать вид (или сказать), что ты согласен с действиями злодея. В случае же с Агриппасом не было серьезной опасности.

Другой ранний комментатор «Йереим» считает, что нет запрета молчать, наблюдая за проступками злодея, если есть опасность для жизни. Во времена же Агриппаса мудрецы смолчали по другой причине: они не хотели потерять свое положение и испортить отношения с царем, что запрещено.

  • 2. Говорить уважительно о злодее и расхваливать его запрещено не только в его присутствии, но и разговаривая с другими людьми. Кроме того, запрещено иметь с ним дружеские отношения, оказывать ему уважение или помогать продвигаться по службе.

Иногда преступникам удается получить власть и особое положение в обществе, и в этот период разрешается вести себя, как и все остальные, чтобы не ввязываться в конфликт. Речь идет о приветствии и приеме. Но показывать каким-либо образом свое согласие с действиями злодеев категорически запрещено.

  • 3. Лесть запрещена в случае, когда речь идет о злодеях. Если же она не поддерживает зло, а может принести пользу, то это разрешается. Например, когда нужно наладить отношения с женой; или когда должник пытается снискать милость в глазах кредитора, чтобы тот не был слишком требовательным и не торопил его. Разрешается с особым уважением относиться к богатым людям, если человек надеется получить от них какую-то поддержку. Нет запрета «хануфы» в отношении ученика к учителю.
  • 4. Очень важно говорить приятные слова детям, ученикам, друзьям, чтобы снискать их расположение — тогда впоследствии они воспримут наставление или упрек. А также можно делать это по отношению к любому человеку, если вы надеетесь, что с помощью похвал он начнет соблюдать больше заповедей и т.п., а если обратиться к нему в гневе, то не воспримет упрека. Ведь большинство людей готовы слушать наставления, только если они говорятся в мягкой и приятной форме.

Рав Яаков, глава ешивы, организовал вечер в память о дедушке Ричи Коэна, который скончался год назад. Ричи был одним из важных и богатых людей общины, он многократно выделял огромные суммы на нужды ешивы. Важный гость приехал неожиданно рано и отправился на утреннюю молитву в ешиву. В этот день читали свиток Торы, и раби Яаков не предоставил ему возможность первому взойти к свитку. Отец Ричи был коэном, но его мать вышла за него замуж уже после развода с первым мужем, что запрещено Торой. В такой ситуации коэн не может подниматься к свитку Торы первым. Раби Яаков знал об этом и поэтому предложил гостю «открытие арона» ( — специального шкафа для свитка Торы в синагоге). «Сейчас время просить у Бога все, что Вам необходимо» — сказал глава ешивы. В момент, когда Ричи подошел к арону, раввин заметил, что тот бреется лезвием (что запрещено Торой) — это выдали его блестящие щеки. Однако говорить об этом сейчас было неуместно, да и неизвестно, как бы отреагировал гость на подобное замечание.

После молитвы началась праздничная трапеза. За столом глава ешивы, рав Яаков, выступил с речью, в которой расхваливал дедушку богача. Он рассказывал, что тот много времени уделял учебе, а в завершении сказал: «У меня нет сомнений, что старания деда помогли и внуку. Благодаря его усилиям и духовной работе, внук стал одним из тех, благодаря кому процветают ешивы во время изгнания».

Рав Яаков не нарушил запрета Торы. Он был далек от лести, и никоим образом не показал, что одобряет тот образ жизни, который ведет Ричи. Раби Яаков уделил гостю много времени и старался сблизиться с ним, но все это делал для того, чтобы установить с ним личную связь и помочь впоследствии приблизиться к традициям предков.

  • 5. Разрешается хвалить человека не в его присутствии. Однако считается, что неприлично слишком уж расхваливать его при нем самом, чтобы это не выглядело, как будто ему льстят. Мудрецы очень осуждают лесть, т.к. лесть — противоположность тому, что видно глазами, и поэтому нужно стараться избегать ее. Иногда мудрецам в отношениях друг с другом приходиться даже стараться снимать с себя подозрение, чтобы не подумали, что они льстят друг другу.
  • 6. Когда речь идет о злодее, которого разрешается ненавидеть, нельзя хранить ненависть в сердце, а внешне относиться к нему хорошо. Следует показывать ему свое истинное отношение.
  • 7. Нужно очень стараться избегать любых связей со злодеями, даже ради выполнения какой-либо заповеди или бизнеса — чтобы не попасть под их влияние. И, тем более, нельзя сближаться с теми, кто раздувает ссоры в общине или даже просто одобряет запрещенные действия.

[1] Рабби Йона из Геронди, один из известных комментаторов Талмуда эпохи средневековья.


Пророк и мудрец, один из основателей первой в мире ешивы, наставник наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова Читать дальше