Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда праведник прилагает все свои душевные и физические силы, чтобы избежать зла и выбрать добро, он своими руками создает себе удел в грядущем мире.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер

"Уж сколько раз

Отложить Отложено

твердили миру". В смысле, лесть некрасива, вредна и лаяй. А воз и ныне в том, что в сердце льстец всегда отыщет уголок. То есть, оглянется по сторонам, увидит, что рядом нет друзей и соратников, которым он недавно объявил, что стал соблюдать Тору, заделавшись религиозным евреем, – вздохнет и скажет начальнику: вы самый хороший!

Лесть Торой безусловно запрещена. Сказано: "Не льстите в Стране, потому что кровь ее оскверняет" (Бмдбр 35:33). Лесть подобна убийствам, там, где пролита кровь, Всевышнего нет, Он ушел. Будете льстить = Он уйдет. А поскольку Он обещал, что никогда евреев не покинет, – уходя из Страны, Он берет их с собой.

И это страшнее лжи. Потому что если ложь всего лишь не приближает Машиаха, то лесть его отдаляет.

А теперь попробуйте-ка польстить человеку, от которого зависит ваше благополучие (начальник, президент страны, муж после работы)). Неззя.

Ладно, если серьезно, то вот определение запрещенной лести. Льстец, лицемер, ханэф, это "тот, кто слышит плохое и не возражает, видит злое и говорит, что это хорошо, или молчит – причем не из-за страха перед насилием или грабежом, а в силу собственного злодейства, которое таится у него в сердце (а он даже не догадывается; "но в сердце это несчастье всегда отыщет уголок"), или так думает: надо сделать, чтобы этот брутальный тип на меня не разозлился и не поссорился со мной; хотя сам ничего не потеряет от такой ссоры".

Лесть сродни лашон-ара. Но второе – это когда от твоих слов понизится чей-то статус в глазах того, кому их говоришь. А первое – это когда от твоих слов твой статус в глазах собеседника вырастит. Ты ему похвалил его самого – и тебе хорошо. Так вот, полный запрет!

Но в случае опасения за жизнь, здоровье, работу, мир и благополучие – можно. В умеренной дозе.

А теперь то, ради чего все затеял.

Брахот 28-1, моя любимая агада. Свергли рабана Гамлиэля с должности руководителя, наси. Назначили на его место 17-летнего раби Элазара бен Азарья. Прежде чем согласиться, пошел он посоветоваться с женой (16 лет). Сказала мужу: "А вдруг тебя тоже свергнут, как его?" (Т.е., надо ли затеваться?) Ответил: "Хорошо человеку хотя бы день использовать дорогой хрустальный бокал – даже если назавтра он разобьется". Т.е., хорошо быть наси даже на один день.

Странный диалог. Неужели раби Элазар так хотел стать наси, что был согласен побывать им даже на один день? И почему его жена была полна сомнения? Понятно, что лучше один день быть наси, чем ни одного. Тогда о чем она сказала?

Ответил раби Йосеф Шауль Натанзон (в книге "Шоэль Умашив"). Жена сказала: как только тебя изберут, ты будешь в напряжении думать, не свергнут ли тебя завтра. А это приведет к тому, что ты будешь заискивать перед избравшими тебя, льстить им. В результате, получишь наказание небес (ндБ), а не награду.

Муж ответил: нет у меня желания быть наси – мне хватит одного дня. Поэтому никакого лицемерия никто от меня не увидит и ни слова лести не услышит.

С урока на этой неделе "Уж сколько раз"

Теги: Мусар, Недельный раздел, Видеоурок