Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Испытания, Награда и наказание, Пиркей Авот, Яаков, Авраам, Ицхак, Маараль, Праотцы, Праведник, Заслуги
5:6 Десять ударов навел Святой, благословен Он, на египтян в Египте, и десять — на море.
Десять чудес, явленных Б-гом в Египте, также соответствуют десяти испытаниям Авраама, поскольку испытание, как мы уже сказали, — это нечто надприродное. Ведь сама суть испытания состоит в том, чтобы выяснить, способен человек отказаться от следования за собственной природой или же не способен. И поскольку Авраам устоял во всех десяти испытаниях и не последовал за своими природными склонностями, Б-г и сыновьям его явил чудеса, нарушающие принятый в мире порядок и противоречащие его природе. Б-г поступал с сыновьями Авраама не согласно природе и обычному миропорядку, точно так же, как и Авраам поступал с Б-гом не согласно природе и обычному миропорядку.
И народ Израиля по истинной справедливости заслуживал, чтобы в Египте ему были явлены чудеса ради Авраама. Ведь само египетское рабство было во всем подобно тому, что происходило с Авраамом, и здесь в полной мере «дела отцов» оказались «знаком для сыновей»: сыновья Авраама унаследовали свой удел от него! Рамбан очень подробно разъясняет это в своем комментарии на Пятикнижие (Лех Леха). А смысл этого, по-видимому, в том и состоит, что сыновья Авраама стали его наследниками. Б-г вывел Авраама из Ура Халдейского после того, как Нимрод преследовал его, и точно также вывел Он сыновей Авраама из Египта.
Поэтому в начале рассказа о том, как Б-г сообщил Аврааму о будущем египетском изгнании, сказано (Берешит 15): «Я Б-г, Который вывел тебя из Ура Халдейского…» Б-г хотел сказать Аврааму, что его сыновья унаследуют его долю: как его самого Б-г вывел из Ура Халдейского, чтобы отдать ему в наследие Землю Израиля, так и его сыновья, его наследники, будут выведены Б-гом из Египта, чтобы отдать им Землю Израиля. Ведь так и должно быть: начало существования народа Израиля (то есть, исход из Египта) должно быть подобно началу истории праотцев народа, то есть, истории Авраама. Поэтому Б-г открыл будущее египетское рабство только ему (там же): «…Знай, что пришельцами будет твое потомство в чужой земле…» Кроме того, именно Авраама Нимрод бросил в огненную печь, и то же самое произошло потом с сыновьями Израиля, которых египтяне бросали в Нил, а Б-г спас их.
И подобно тому, как Б-г явил Аврааму египетское порабощение и избавление, так явил Он Яакову окончание всех изгнаний, согласно сказанному нашими мудрецами (Псахим 56а): «Пожелал Яаков открыть (своим сыновьям перед смертью) конец (всех изгнаний и точное время прихода Машиаха), однако отошла от него Шехина, Б-жественное Присутствие». Дело в том, что Авраам был началом цепи праотцев, а Яаков стал ее завершением. Поэтому именно от Яакова народ Израиля унаследовал то, что должно произойти в конце истории.
И знай, что истории всех трех праотцев (имели каждая свою характерную черту). История Авраама началась со страдания, с преследований Нимрода, а в конце жизни он обрел добро и благословение. То есть, страданиям он подвергался только в юности, до того, как Б-г избрал его (и вывел из Ура Халдейского). Таким образом, с момента избрания Авраам видел лишь благо. Поэтому и народ Израиля до того, как Б-г взял их Себе в народ, то есть, в Египте, пребывали в страдании, но когда Б-г избрал их Своим народом, они пребывали в благоденствии все то время, пока начиналась их история как народа. Ицхак начал свою жизнь в добре и благословении, а к концу жизни глаза его ослабли и он перестал видеть. В мидраше (Берешит раба 65) говорится, что «Ицхак был первым, кто испытывал физические страдания, согласно сказанному (Берешит 27:1): И было, когда постарел Ицхак, и ослабли его глаза, и перестали видеть…» И это — знак того, что и с народом Израиля (должно было) случиться то же самое: вначале они благоденствовали, а затем потемнело у них в глазах из-за тягот изгнания и порабощения другими народами. И жизнь Яакова тоже имела подобную особую черту: он пребывал в страданиях большую часть жизни, согласно сказанному (там же): «И Б-г, сказавший миру: Достаточно, не расти больше», — пусть скажет и моим бедам: «Достаточно!» И сам Яаков сказал об этом фараону (Берешит 47): «Годы моей жизни… их немного, и плохи они». Однако в конце жизни, когда он вновь обрел Йосефа, он получил отдохновение от всех своих бедствий. И это — описание того, что будет в конце истории с народом Израиля: изгнание будет очень долгим, однако в конце дней оно прекратится, и наступит благоденствие.
Итак, тебе стало ясно, что символизирует жизнь всех трех праотцев. Авраам, который был началом цепи праотцев, символизирует начало истории еврейского народа. Он всю жизнь благоденствовал и скончался «в доброй седине», но перед этим испытал страдания, как разъяснялось выше. Поэтому начало истории народа Израиля было ознаменовано страданиями, сменившимися периодом благополучия. Ицхак был серединой этой цепи, и жизнь его символизирует среднюю часть истории народа Израиля. Ицхак в начале жизни благоденствовал, а в конце ослеп и испытал страдания. Это символизирует тьму изгнания и лишение Израиля света. Ведь Храм (разрушение которого предшествовало изгнанию) назван «светом», поскольку о человеке, разрушившем Храм, наши мудрецы в первой главе трактата Бава батра (4а) сказали: «Он погасил свечу всего мира». Яаков же, ставший концом и завершением цепи праотцев, символизирует конец и завершение истории народа Израиля. Его личная история была противоположна истории Ицхака: все свои дни он пребывал в страдании и до конца его дней подвергался преследованиям, а к концу жизни обрел отдохновение от всех бедствий. И таким же будет конец и завершение истории еврейского народа.
Возможно, у тебя возникнет вопрос. Если жизнь Яакова символизирует конец истории народа Израиля, то в конце жизни он должен был бы обрести огромное благо — на деле же он пользовался этим благом лишь недолго, что никак не подобно благу Израиля в конце дней, которое будет вечным! Однако на это уже ответили наши мудрецы в трактате Таанит (5а), сказав, что наш праотец Яаков не умер. Таким образом, он наслаждается вечным благом, которое никогда не будет у него отнято, и это символизирует вечное благо, ожидающее народ Израиля. Именно потому, что мир тогда будет полностью духовным, как разъясняется во многих местах, то, что праотец Яаков не умер, указывает именно на вечность его блага: нет сомнения, что его жизнь в настоящий момент духовна и не подобна материальной жизни. И все это ясно.
По этим причинам, говоря об исходе из Египта, Писание связывает его именно с Авраамом и о нем говорит в первую очередь (Шмот 6:3): «И Я явился Аврааму…» А говоря об окончательном Избавлении, оно ставит на первое место Яакова (Ваикра 26:42): «И Я вспомню Мой союз с Яаковом… и также Мой союз с Авраамом Я вспомню, и Землю вспомню». Ведь Авраам символизирует первое Избавление, а Яаков — последнее. И вот, мы видим, что Аврааму было открыто Избавление (Берешит 15:14): «И также народ, который их поработит, осужу Я, и затем выйдут с большим имуществом». Яакову тоже было явлено Избавление, только Шехина отошла от него (в момент, когда он пожелал рассказать о нем сыновьям, как сказано выше). Ицхак же символизировал изгнание, поскольку в конце дней глаза его ослепли; поэтому никакого Избавления Б-г никогда ему не являл.
И поскольку Избавление народа Израиля от египетского рабства было связано с Авраамом, который стал началом истории Израиля, его десять испытаний связаны с десятью египетскими чудесами.
Выше мы уже разъяснили тебе, что испытание — это нечто сверхприродное, что Б-г испытывает праведника именно затем, чтобы увидеть, устоит ли он в испытании или последует за своей природой. Поэтому и чудес, сверхприродных и нарушающих установленный миропорядок, во время Избавления было явлено тоже десять.
И теперь порядок отрывков мишны можно объяснить следующим образом. Вначале мишна рассказала, что мир был сотворен Десятью Речениями, и соответственно этому Б-г проявил долготерпение, не уничтожая мир в течение десяти поколений: Он сжалился над миром, стоящим на высшем уровне святости, то есть, сотворенным Десятью Речениями. Другими словами, Б-г проявлял жалость к миру, созданному Десятью Речениями, в течение десяти поколений, ожидая возможного появления праведника, который обретет награду всех этих поколений. Поэтому от Ноаха до Авраама прошло десять поколений. И поскольку мир был сотворен Десятью Речениями, Авраам прошел десять испытаний, как уже было разъяснено. А поскольку Авраам выдержал десять испытаний, Б-г явил народу Израиля десять чудес в Египте и на море — и все это было разъяснено выше. И поэтому, хотя народ Израиля испытал Б-га десятью испытаниями и заслужил тем самым истребление, Б-же упаси, заслуга Авраама, устоявшего в десяти испытаниях, спасла их от этого уничтожения, как еще будет разъясняться. Затем нашим праотцам были явлены десять чудес в Храме, и это тоже было результатом заслуг Авраама. Дело в том, что эти десять чудес происходили только в Первом, но не во Втором Храме, где уже не пребывала Шехина. Это можно доказать, основываясь на логике отрывка из трактата Йома (21б). Талмуд обсуждает утверждение о том, что дожди не гасили огонь на жертвеннике, и в ходе обсуждения поднимает другой вопрос: Но дым разве был? Ведь говорится в барайте: «Пять вещей сказаны об огне жертвенника: он лежал, свернувшись, подобно льву, и он был ярок, как солнце…» (Талмуд мог бы ответить, что одно утверждение относится к Первому Храму, а другое — ко Второму, и тем самым снять кажущееся противоречие). Ведь «огонь лежал на жертвеннике, свернувшись, подобно льву» именно в Первом Храме, как утверждается в том же отрывке. Однако такого ответа Талмуд не дает, из чего следует, что во Втором Храме этих чудес не было — так мне представляется.
Первый Храм существовал в заслугу Авраама, Второй — в заслугу Ицхака, а Третий (будущий) — в заслугу Яакова. Об этом говорится в Талмуде (Псахим 88а): (Храм называется) не так, как (назвал его) Авраам, который назвал его «горой», согласно сказанному (Берешит 22:14): «На горе Б-г будет являться»; и не так, как (назвал его) Ицхак, который назвал его «полем», а как (назвал его) Яаков, который назвал его «домом», согласно сказанному (Берешит 28:17): «Это — не что иное, как Дом Б-га». И об этом сказано (Миха 4): «Идемте и поднимемся на гору Б-га и в Дом Г-спода Яакова». Вот что Талмуд имеет в виду. Авраам назвал Храм «горой», то есть, дал ему название, символизирующее разрушение, ибо Первый Храм был обречен на уничтожение. Ицхак назвал его «полем», то есть, также использовал название, символизирующее уничтожение.
Но Яаков назвал его «домом», а это понятие подразумевает постоянную обитаемость места, которое так называется. Это и есть Третий Храм. И вот, Первый и Второй Храмы существовали в заслугу Авраама и Ицхака, и мы в своем месте уже объясняли, что по этой причине Первый Храм назван словом Ариэль (от слова ари — лев). Он, как и лев, обладал свойствами правой стороны, и это же — свойство Авраама, и в другом месте мы разъяснили это подробно. И поэтому десять чудес в Первом Храме были явлены также в заслугу Авраама, который устоял в десяти испытаниях. Ведь это показывает, что Авраам был «человеком Г-спода», стоял на сверхприродной ступени — и потому в Первом Храме происходило десять сверхприродных чудес.
Таким образом, все отрывки мишны расположены в строгом порядке и говорят они о том, сколь велики праведники: ведь они поддерживают целый мир, сотворенный Десятью Речениями! И противоположны им злодеи, уничтожающие мир, сотворенный Десятью Речениями. Ведь все вещи, сказанные в мишне одна за другой, по порядку, произошли из-за того, что мир был сотворен Десятью Речениями. И как велико наказание того, кто уничтожает сотворенный Десятью Речениями мир, и как велика награда праведников, поддерживающих его! По этой причине все эти рассказы отнесены к (трактату Авот, содержащему только) слова поучения: их главная тема — наказание злодеев, уничтожающих мир, и награда праведников, поддерживающих его. И рассказ о десяти вещах, сотворенных в шестой день в сумерки, также говорит о высоком уровне этого мира, о его близости к высшей, Б-жественной ступени. Ведь в сумерки были сотворены десять вещей, и все они выбиваются из миропорядка, то есть, относятся к области Б-жественного. И все же все они были сотворены в сумерки шестого дня творения, то есть, очень близко к шести дням творения (материального) мира. Это показывает тебе, насколько близок этот мир к высшему, сверхприродному уровню. И тем самым порядок следования всех отрывков мишны получил свое объяснение.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.