Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Везот аБраха, Моше, Чудеса, Природа, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Когда ты исследуешь все чудеса, сотворенные нашим господином Моше, ты обнаружишь, что они связаны со всеми четырьмя первичными стихиями. Стихия земли была задействована в Десяти казнях, при наказании египтян вшами, а также при наказании общины Кораха, когда земля раскрыла свои уста, чтобы пожрать их. Стихия воды — при наказании кровью и жабами, а также при рассечении вод Красного моря. Стихия воздуха — при наказании градом и тьмой, при появлении западного ветра, принесшего саранчу, и восточного, унесшего ее в море, и во многих других случаях. Стихия огня была задействована в чуде с горящим кустом, с огненным столпом, сопровождавшим евреев, с огнем, спускавшимся с Небес на жертвенник, и так далее. Кроме того, чудеса Моше были связаны с порождениями воздуха: столб дыма, ман, молнии и звук шофара; с минеральным царством: скала возле горы Синай, тот камень, из которого полилась вода, каменные скрижали; с металлами: медный змей; с растительным царством: куст терновника, горевший и не сгоравший, и посох Аарона, на котором распустились побеги и созрел миндаль. Чудеса его были связаны и с животным царством — как с водяными животными: жабы и умершая рыба в Ниле, так и с летающими: саранча и перепела, с пресмыкающимися: змеи, кусавшие народ, и со зверями: наказание дикими зверями и мором, который Б-г наслал на лошадей и ослов в Египте; были и чудеса, связанные с человеком: казнь первенцев, утопление египтян в Красном море, наказание жаловавшихся и требовавших мяса, цараат (кожные поражения) Мирьям, и многие другие. Кроме того, среди его чудес были такие, в которые были вовлечены звезды и созвездия. Во время избавления из египетского рабства Б-г сказал: «И надо всеми богами Египта Я сотворю суды», — и мудрецы в МидрашеШмот раба объясняют, что речь идет о наказании, которому подверглось созвездие Овна. Более того, его чудеса были связаны даже с бестелесными, духовными сущностями: когда в пламени горящего куста ему явился ангел Б-га, и во время стояния на горе Синай, о котором сказано: «…И пришел Он с десятками тысяч святых (ангелов)». И, наконец, его чудеса были связаны с Шехиной, Б-жественным Присутствием, которое являлось на горе Синай как во время дарования Торы, так и после греха золотого тельца. И Б-г сам тоже участвовал в этом: во время беседы со всем народом «лицом к лицу» на горе Синай, затем во время многочисленных разговоров с Моше, и, напоследок, — когда Сам Б-г похоронил его в долине. Таким образом, в сотворенных им чудесах объединены все существующие уровни всех миров, и ни один не остался пропущенным. И с самим Моше тоже связано множество чудес, начиная со спасения из вод Нила, затем — пребывание на горе Синай, когда он провел там три раза по сорок дней, хлеба не ел и воды не пил, затем — свет, исходящий от его лица, и, наконец, последний день его жизни, когда он за один раз охватил взглядом всю Землю Израиля, а потом чудесным образом был похоронен. И все это доказывает, что наш господин Моше не только имел пророческий дар, превосходящий всех прошлых и будущих пророков, но и чудеса творил большие, чем кто-либо. И теперь стала ясна справедливость утверждения Торы: «Не встал больше в Израиле пророк, подобный Моше, которого Б-г знал лицом к лицу, ради всех знаков и знамений, которые Б-г послал его сотворить в земле Египетской для фараона, для всех его рабов и для всей его земли, и ради сильной руки, и ради великого страха, которые сотворил Моше на глазах всего Израиля».
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»