Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Самопожертвование, Везот аБраха, Недельная глава, Моше, Билам, Еврейские качества, Колена Израиля, Нахум Пурер
Содержание раздела
В завершающем разделе Торы Моше, следуя примеру Яакова, благословляет перед смертью колена Израиля. В этих благословениях, как и у Яакова, каждому колену дается краткая, порой мистически загадочная характеристика и определяется его место в еврейском народе. Из всех колен не упомянут только Шимон. Этому есть два объяснения:
В своем последнем обращении Моше заверяет евреев, что
Затем Моше восходит на гору Нево, и
Моше умирает от «
А народ Твой — все праведники
Приводя в пример одного из своих учеников, как образец самоотверженного служения
Благословляя в этом разделе колено Леви, получившее коэнство в награду за верность
Связующая логика проста. Если человек достиг такого уровня самоотверженной духовности, о котором говорил Хафец Хаим и на который указывают слова Торы, если он, подобно праотцу Аврааму, отважился уйти «из страны своей, от родни своей, из дома отца своего» в далекий неведомый край ради Торы, из чистого идеалистического стремления приблизиться к Творцу, служить ему всеми силами и помыслами, — такой человек наверняка удостоится звания Учителя и будет обучать свой народ законам Великой Книги.
Сегодня в Иерусалиме и других городах Израиля живут тысячи таких же идеалистов (по терминологии обывателя — «религиозных фанатиков» и «паразитов»), к которым можно отнести эти слова из сегодняшнего раздела. Уроженцы Америки, Англии, Франции, выпускники престижных университетов, они отказались от сытой, вольготной жизни у себя на родине, променяли материальное благополучие и карьеру на спартанскую жизнь в жарком, тесном и не вполне безопасном ближневосточном государстве, на учебу в ешиве — без престижа, без общественного признания и заработков, позволяющих хотя бы сводить концы с концами.
И все это ради своего еврейского призвания — чтобы учить Тору, жить по её законам на Святой земле. Для этих олим — настоящих, «духовно восходящих» — понятие «качество жизни» имеет отнюдь не меркантильный смысл. Многие из них действительно становятся учителями и раввинами.
Общение с такими людьми, их уроки, сам стиль их жизни легли в основу этой книги.
Лидер на все времена
«И вот благословение, которым благословил Моше сынов Израиля перед своей смертью» (33:1).
Есть люди, которые вредят окружающим каждым своим действием. Само их появление грозит бедой. Злом, ненавистью пропитаны их мысли, речь, все их поступки. Всякий, кто соприкасается с ними, как будто получает разряд электрического тока или укус змеи. Самым наглядным воплощением этого образа был чародей и прорицатель Билам, пытавшийся проклясть евреев (см. раздел Балак). В Мишне сказано, что в нем соединились корни всех пороков: дурной глаз, высокомерная душа и необузданная алчность. Неудивительно, что он прославился, в первую очередь, своим умением проклинать — проклинать насмерть. Благословлять он просто не умел. Лишь благодаря Всевышнему, его проклятия в адрес евреев превратились в благословения. Жадный, завистливый и злобный человек органически не может желать блага своему ближнему.
Но есть и другой тип людей. Всем своим видом они источают благожелательность. Они исключительно милосердны, всем желают добра и готовы прийти на помощь по первому зову. Безусловным лидером в этой категории был
Моше не сердился на Кораха и его сторонников за то, что те хотели отнять у него власть; его лишь возмутили их лживые утверждения, будто он хочет стать диктатором. За все сорок с лишним лет своего руководства Моше не обидел ни одного человека. Многие ли современные руководители могут похвастать таким достижением? Да и считается ли теперь это достижением?
Лишь тот, кто не ведает ни зависти, ни злобы, органически не умеет мстить и таить ненависть, великодушно прощает своих обидчиков, может быть источником благословения для тех, кто с ним соприкасается.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»