Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Мудрость, Первородный грех, Берешит, Сотворение мира, Одежда, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Каин и Авель, Адам, Хава
Нет сомнений, что предназначение Б-жественной Торы — дать избранному народу истинное совершенство, даровать им чистые души, заслуги и снабдить их знанием и верой в истину. Ради этого, чтобы возвысить свой народ, Б-г поведал ему о его корнях, начав с самого начала. Поэтому Тора начинается с рассказа о том, как возник мир, о его сотворении. При этом Тора лишь вкратце описывает создание высших миров и подробно рассказывает о сотворении нижних, поскольку именно в этом состояла ее цель. И вот завершился рассказ о сотворении мира — как о сотворении из ничего, так и о создании вещей из уже сотворенного материала согласно желанию Б-га, то есть, весь рассказ о шести днях творения. Теперь Б-жественная Тора рассказывает только о том, что происходило с Адамом и с его женой. Затем, в следующем отрывке, будет рассказываться о его детях: «И Адам познал свою жену…» Затем последует рассказ обо всем человечестве и о смене поколений людей, начиная со стиха «Вот книга родословия человека» и до рассказа о наших святых праотцах и их сыновьях, пришедших им на смену. Затем — рассказ о египетском изгнании, и им завершается книга Берешит. За нею следует книга Шмот, «И вот имена…», о том, как евреи вышли из этого египетского изгнания, как получили Тору и заповеди на горе Синай. И в этом — желанная цель всего того, о чем было рассказано в предшествующих главах Торы. (И смысл предшествующего рассказа) — в том, чтобы сообщить, что Б-гу принадлежит весь мир и все, что в нем есть, что Он из всего своего мира избрал человека, Им же созданного, что среди его сыновей Шет поднялся на уровень плода, а все остальные были на уровне его кожуры, что из потомства Шета Б-г избрал Ноаха, который тоже достиг уровня плода, и спас его от потопа, что из сыновей Ноаха Б-г избрал Шема, а из сыновей Шема пожелал избрать Авраама, из сыновей Авраама — Ицхака, а из сыновей Ицхака — Яакова и всех его сыновей. Они все поднялись на уровень «плода» и потому удостоились получить в наследный удел Тору — конечное предназначение человека.
Итак, все, что произошло и что случилось в мире, было порождением неба и земли, поскольку было вызвано двумя причинами. Первая из них — «постановление ангелов и указание святых», то есть, воздействие высшего мира, названного в стихе «небом». А вторая — это группа материальных причин, которые названы в стихе словом «земля». Их совокупность и определила все, что случилось в мире с момента его сотворения, и именно они, то есть, небо и земля, явились «родителями», породившими все, что случилось с Адамом, с его женой и детьми, с поколением потопа и поколением Вавилонской башни, и все остальные события, произошедшие с тех пор. Они-то и названы здесь «порождениями неба и земли», как в стихе «Ибо ты не знаешь, что породит день».
В выражении «при сотворении их», а также «в день творения Б-гом земли и неба» использован предлог бе-, который обычно означает «в, во время». Для моего же объяснения необходимо перевести его выражением «от, со времени, с момента». И такое понимание не является невозможным: именно в этом значении этот предлог употребляется в стихах «А то, что осталось от мяса и от хлеба», «Идите, вкусите от Моего хлеба», а также во многих других, которые перечисляют знатоки грамматики. Таким образом, стих сообщает нам, что все те события и происшествия, о которых будет рассказано далее, суть порождения неба и земли «со времени их создания», то есть, с того момента, когда они были сотворены, со времени, когда «сотворил Б-г землю и небо».
И стих указал две эти границы: «с момента сотворения их» и «со дня, когда сделал Б-г», потому что в первый день творения произошло истинное сотворение, когда нечто явилось из ничего, а в остальные дни происходило «делание», «создание», то есть, совершенствование и украшение того, что уже было сотворено ранее. И поскольку два этих события оказались разнесенными во времени: творение произошло в первый день, а создание, то есть, украшение и окончательная обработка, — в остальные дни творения, Б-г указал в качестве временной границы, с которой началось порождение, и то, и другое.
Мне представляется правильным, что выражение «вдохнул в его ноздри» — это метафорическое описание того, что Б-г благословенный сделал так, что внутрь Адама вошла «душа жизни». Эта душа названа «душой жизни», поскольку речь идет о той душе, природа которой — абстрактный разум и которая обладает личным бессмертием. То есть, стих как бы говорит: «Б-г вдохнул в него душу, обладающую по своей природе вечной духовной жизнью». Но Адам в своем злодействе не пожелал следовать за душой и совершать подобающие ей поступки. Он решил стать похожим на животных, обладающих животной душой, которую стих называет не «душой жизни», а «живой душой». Он решил следовать за материальным, за животными, поскольку сам был создан из материи. Об этом говорит стих «И стал Адам душой живой» — то есть, животной душой. И так сказал об этом Шломо (Коэлет 3:18): Сказал я в сердце моем: «Что до сынов человеческих, которым уяснил Б-г и (дал) увидеть, что они есть скот сами по себе…»
А затем стих снова говорит о том, что мы уже знаем: «И взял Б-г Адама, и поместил его в Ган-Эден». Эта фраза нужна только для того, чтобы от нее перейти к следующей и сообщить нам цель помещения Адама в Ган-Эден. Стих следует понимать так: «А когда Б-г взял Адама и поместил его в Ган-Эден — это было сделано лишь для того, чтобы тот обрабатывал и охранял ее».
И, возможно, слова «обрабатывать и охранять ее» относятся к той «душе жизни», которую Б-г вдохнул в Адама. Ведь он оказался в Ган-Эден, самом лучшем месте с самой хорошей погодой, самыми лучшими едой и питьем, и ему не нужно было заниматься ничем, кроме совершенствования души. Это и означает «обрабатывать и охранять ее».
А правильно было бы сказать, что, когда Б-г создал язык, Он приспособил его к природе всех сотворенных вещей и к Б-жественному знанию о них. А затем Он создал человека «по Своему подобию», то есть, даровал ему истинное Б-жественное знание без необходимости учиться, исследовать и искать. И точно так же Б-г даровал ему и укоренил в его душе основы Б-жественного языка, которые по своей природе соответствовали и этим истинным Б-жественным знаниям, и сути всего существующего. И Б-г даровал Адаму природную способность обозначить все то, что существует в мире и названо в его душе, звуками слов. Заповеди тоже были укоренены в его душе. А сделано все это было для того, чтобы язык человека во всем соответствовал Б-жественной мудрости и чтобы оба они соответствовали всему, что есть в сотворенном мире.
И Писание, подтверждая совершенство человека, рассказывает, как он дал всем живым существам те самые имена, которые на самом деле соответствовали им. Именно об этом говорит стих: «И как назовет человек живое существо, так и имя его». Это значит, что те имена, которые Адам дал живым существам, и есть их настоящие имена, соответствующие их природе и основам Б-жественного языка. И наши мудрецы уже объяснили, что это называние имен было делом такой невероятной мудрости, какой не обладали даже ангелы. Эти имена выбирались не через произвольное решение и не по желанию — их указывала сама природа называемых существ. И когда имена дают таким образом, это доказывает, что они поистине определяют называемый предмет: ведь их источником является мудрость, а не простое соглашение носителей языка.
И когда Адам дал имена всем живым существам и узнал их природу, он понял, что среди них нет ни одного, чья природа соответствовала бы природе человека и была бы связана с нею, и никто из них не сможет стать тем помощником, который ему необходим. Стих говорит об этом: «А человеку не нашел он помощника, соответствующего ему». То есть, он не нашел среди них ни одной самки, от которой он смог бы принять помощь в своем служении, как если бы она стояла рядом с ним. А ведь животных созвали к Адаму именно с этой целью! Дело в том, что Б-г хотел подарить Адаму жену только после того, как он почувствует нужду в ней, станет искать ее и не найдет среди самок животных ни одной, которая подошла бы ему. Только тогда Б-г создаст ему жену из его собственной плоти и его собственных костей.
Поскольку название «женщина», иша, изначально было именем собственным, относящимся только к Хаве, оно образовано от собственного имени «мужчина», иш, которое отсылает нас или к человеку, или к животным, или к чему-то еще, к чему может относиться это название. И стих означает вот что: именно эту женщину подобает назвать «женщиной», то есть, произвести ее имя от слова «мужчина», а никакая самка животного этого недостойна. А причина этого в том, что именно с женщиной произошло великое событие: «…ибо от мужчины взята она». Поэтому ей подобает название «женщина», то есть, «конкретная личность, специально предназначенная для мужчины», так как она была частью мужчины, к которому отсылает ее имя. Она была одним из его органов, как одно из ребер или одна из рук, и поэтому она была достойна разделить с ним его личное имя.
Конечно, после этого каждая женщина из человеческого рода тоже называется словом иша, «женщина», однако это название уже не предназначено для каждой женщины лично, как было с Хавой. Это слово сохранилось лишь в память о Хаве, которая была «матерью всего живого». И поскольку она была всеобщей матерью, все остальные женщины названы в ее честь, хотя с ними и не произошло того, что произошло с нею.
То же самое относится, кстати, и к слову адам, «человек». Это слово изначально служило личным именем для Адама, поскольку только он один был сотворен из земли, называемой адама. А словом адама земля названа потому, что самая лучшая и плодородная земля — красная, на Святом языке адума, а это слово, в свою очередь, происходит от слова дам, кровь. А все остальные люди с тех пор носят имя адам в память об их отце, Адаме, хотя сами они уже не сотворены из красной земли, как он.
То же самое относится к названию нашего народа. Наш праотец получил имя Израиль из-за того, что «боролся с ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29). А один из сыновей Израиля был назван словом Йеуда (так как мать его сказала при его рождении: «На сей раз восхвалю (на Святом языке одэ) Б-га» (Берешит 29:35). Поэтому мы, их потомки, тоже называемся Израиль и Йеуда (йеудим, евреи). И то же самое произошло с названием «женщина», иша, которая носила также имя Хава, — поскольку она была неотъемлемой частью мужчины, а все остальные женщины произошли от нее, они тоже носят ее имя, имя «женщина», иша.
Писание говорит: «И сказал (Змей) женщине». Это слово «сказал» надо понимать так: своим поступком он указал ей на что-то, и она, увидев этот поступок, о чем-то подумала. В этом же смысле следует понимать стих из Ийова (12:7) «Спроси животных, и они наставят тебя, и птицу небесную, и она скажет тебе». А также (там же, 8) — «Побеседуй с землей, и она наставит тебя, и расскажут тебе рыбы морские». А Давид сказал: «Восславьте Б-га с земли, морские чудовища и все бездны». А ведь известно, что у этих созданий нет разума, они не могут говорить, никогда не скажут ничего, не расскажут и не смогут прославить Б-га! Но когда человек вдумывается в их природу, они начинают «говорить», «прославлять» и «рассказывать». Те идеи, которые человек постигает, глядя на них, как будто начинают говорить. Они рассказывают человеку сами о себе, и в них человек слышит прославление Б-га.
Поэтому в начале рассказа о Змее сказано: «А Змей был самым хитрым из всех зверей полевых». Его хитрость состояла не в том, что он знал что-то, понимал больше всех и мог победить в споре. Она состояла лишь в том, что он умел забираться на деревья, есть их плоды и насыщаться, чего не могли делать остальные полевые звери. А продолжение стиха «…которого создал Г-сподь Б-г» указывает на то, что Б-г создал его «самым хитрым» специально, чтобы с его помощью испытать Адама и его жену. Так и получилось: когда Змей забрался на это дерево и поел от его плода, женщина задумалась об этом и стала рассуждать, и получилось, что Змей как бы сказал ей все то, что приведено в стихе. Но на самом деле он, конечно, ничего не говорил.
Человек может совершить преступление, только если в него войдет дух глупости или дух отрицания Б-га, или оба они вместе, согласно определению наших мудрецов (Санхедрин 38б). Поэтому Писание рассказывает, что, когда Адам согрешил и, по выражению наших мудрецов, «забыл алаху», его сердце в такой степени преисполнилось глупости, что он решил спрятаться от Б-га, подумав, что Б-г его не увидит. И очень важно подчеркнуть, что стих не говорит: «спрятались среди деревьев сада», но: «…среди дерева». Они скрылись в кроне того самого дерева, из-за которого согрешили, плод которого съели и из листьев которого затем сшили себе пояса. И именно потому, что они спрятались в кроне того самого дерева, Б-г начал разговор с Адамом со слов: «Где ты?», — указывающих именно на место. Б-г хотел сказать ему: «Разве ты сам не понимаешь, какое место ты для себя выбрал? Зачем ты оказался рядом с этим деревом? Уж не собрался ли ты есть от него?»
Когда благословенный Б-г решил изгнать людей из места с прекрасной мягкой погодой, Он пожелал сначала одеть их в кожаные рубахи, чтобы они могли «пройти по всей земле вдоль и поперек». Эти рубахи должны были защитить их от дневной жары и от ночного холода. И хотя эти рубахи были изделием, стих связывает их изготовление с Б-гом. Стих хочет сказать нам, что, пока Адам не обратился к материальным вещам, он очень плохо разбирался в них. Например, когда ему потребовалась одежда, он не смог придумать ничего, кроме поясов, да и те сделал из листьев фигового дерева — совершенно не подходящего для одежды материала. А благословенный Б-г делает совершенными даже изготовленные вещи, когда это необходимо. Поэтому Он сделал для них рубахи, а не пояса, и в качестве материала выбрал кожу, а не листья. Более того, Он даже одел их в эти рубахи, поскольку Адам и его жена сами не умели одеваться в рубахи. И эти рубахи были сделаны без инструментов и без какой бы то ни было обработки материала. Они были Б-жественным деянием, появились в мире только благодаря Его желанию, как те вещи, которые были созданы в шесть дней творения. Говоря о том, что они были созданы Б-гом, стих имеет в виду, что они появились сами по слову и желанию Б-га, а затем Б-г даровал людям умение надевать их.
Каин и Эвель унаследовали от матери склонность к чувственным излишествам и интерес к новостям. Поэтому их рождение связывается с Хавой, а не с Адамом, их отцом. Стих говорит: «И забеременела, и родила Каина… а затем родила его брата, Эвеля». Каин выбрал себе ремесло земледельца, поскольку не трепетал перед Б-гом и не боялся изреченного его отцу проклятия: «Проклята земля из-за тебя». Кроме того, он понимал, что растения стоят на самом низком уровне среди всех живых существ, ближе всех к неодушевленной земле. А поскольку Адам был создан из земли и ему было сказано: «И в землю ты возвратишься», — Каин решил заняться земледелием, чтобы всегда быть связанным с наиболее материальной частью мира, с иллюзорными приобретениями. Из-за этого ему было дано имя «Каин», что на Святом языке связано со словом киньян, приобретение.
Эвель же с его большим сердцем стремился к иллюзорному почету и власти. Поэтому он стал пастухом, чтобы иметь возможность управлять животными и властвовать над ними, что более почетно, чем властвовать над растениями. Он стал главным среди них, воцарился над ними и направлял их; «на лучшей траве он укладывал их, к воде отдохновения вел их», как подобает доброму пастырю. Поэтому ему было дано имя Эвель, ведь на Святом языке это слово означает «бессмысленное, лишенное подлинной значимости» и прекрасно подходит к почету и власти.
Каин, кроме того, был первенцем, то есть, появился в мире прежде Эвеля, подобно тому, как растения появились прежде животных, способных чувствовать. И приобретения, киньяним, предшествуют по времени почету, так как сначала человек приобретает что-то, и лишь потом за этого его начинают уважать. Получается, что Б-жественная Тора привела истинное объяснение такому выбору их имен, сказав: «И был Эвель пастухом скота, а Каин обрабатывал землю».
И Б-г «склонился к Эвелю», то есть, послал благословение на плод чрева, а к Каину и к его приношению не склонился. Причина в том, что Б-г благословенный увидел: Эвель стремится к разумному и возвышенному. Ведь стремление управлять и желание почета — это все же вещи, связанные с разумом и близкие к нему. Кроме того, жажда почета заставляет человека исправлять свои дурные качества. Поэтому Эвель по природе своей был человеком уважаемым, властелином и судьей над теми, кого пас, и их предводителем. А Каин, земледелец, по природе своей склонился к проклятой Б-гом материальности. Он хотел работать с такими вещами, выбрал себе такое ремесло, в котором все происходит как бы случайно, как бы само собой. Он скорее служил земле и своим приобретениям, чем властвовал над ними. Б-г упрекнул его за это, сказав: «Почему ты разгневался, и почему поникло лицо твое? Ведь, если ты поступишь хорошо, возвысишься!» Б-г сказал ему так: «Почему ты разгневался на Мой приговор? И почему ты повесил голову, как будто стыдишься перед своим братом и завидуешь ему? Ведь тебе даны право и возможность возвыситься над ним, подняться на более высокий уровень добродетели, если ты исправишь свое сердце и привнесешь в свою душу совершенство, перестав каждый день только обрабатывать землю». Это и значат слова: «Если будешь поступать хорошо — возвысишься». Б-г как бы сказал ему: «Если ты будешь “делать прямое и доброе в глазах Г-спода, Б-га твоего”, обретешь “избыток величия и избыток могущества” перед Эвелем, братом твоим». Этим Б-г, кстати, сказал, что и Эвель не обладал полным совершенством, так как не стремился к умственной жизни, проводимой в рассуждениях, а желал жизни политического деятеля и общественного лица. «А если не станешь поступать хорошо, — так продолжил Б-г, — твой уровень будет очень низок, и не только в сравнении с уровнем твоего брата Эвеля. Даже если бы не было в мире никакого другого человека, у твоего входа лежал бы грех. И это — тот недостаток, то уродство, которым ты будешь поражен. Он — результат воздействия злого начала, йецер ара, обитающего в человеке». О нем Б-г сказал: «И к тебе его стремление, а ты будешь властвовать над ним». Устремленность к материальному заставляет человека грешить, но он, согласно силе своего разума, сможет обуздать его… если только захочет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.