Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Заповеди, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
И хотя в наше время мало стало тех, кто, собрав все силы, следует путями Торы, — пусть не падает человек духом, видя это. Ведь кто знает, на сколь высокой ступени стоят эти люди? Бывает, что один человек стоит ста или тысячи (как сказали мудрецы Талмуда об Авишае, сыне Цруи, который был сравним с несколькими тысячами людей). Все здесь зависит от того, как тяжело трудился он и какие испытания перенес: именно это определяет, предано ли сердце его Б-гу его. И чем больше будет он совершенствоваться, тем выше будет и уровень его.
Поясним это притчей. Однажды крестьянин вместе с жителем большого города отправились на рынок, и горожанин хвастался богатством своего города: на каждом углу здесь можно встретить лавку, переполненную самыми разными товарами. Сначала они пошли на рынок мукомолов, и горожанин показал деревенскому жителю, сколько там складов, забитых мешками с мукой от пола до потолка. В другом месте обратил он его внимание на магазины, торгующие хлопком, где ткани были разложены по полкам, специально для этого прибитым вдоль всех стен. Потом дошли до торговцев шелком — их ткани лежали лишь на нескольких полках, да и те тянулись только по двум стенам. Побывали они и у торговцев серебром — их сосуды были расставлены вдоль одной стены. А у ювелиров, продающих золото и драгоценности (к ним они пришли в последнюю очередь), товары не занимали даже одной стены, а были сложены в несколько небольших ящиков, стоящих в углу полупустой лавки.
Когда крестьянин вернулся домой, начал он расхваливать перед своими соседями виденные им лавки, полные товара, а об остальных отозвался с презрением. Особенно невзрачным показался ему последний магазин, где товара почти совсем не было. Услышал это горожанин и сказал: «Ах ты, невежественная деревенщина! Знай, что даже один ящик, стоящий в ювелирном магазине, стоит дороже, чем все мучные лабазы, набитые по самую крышу!»
Точно так же обстоит дело и здесь. Те единицы, которые в наше время старательно исполняют Б-жественную Тору, подобны драгоценным камням, стоящим в глазах Б-га благословенного сотни обычных людей; заслуга их в вышнем мире также необычайно велика. Об этом говорят мудрецы Талмуда, когда разъясняют стих: «И возьму Я вас — одного из города и двоих из семьи», — и говорят, что заслуги одного жителя города хватает на весь город. Это означает, что он один из всего города еще держится за Б-га и Его Тору, и потому заслуга его так велика, что ради нее спасается весь город.
Нидхей Исраэль, 3
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).