Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Заповеди, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
И хотя в наше время мало стало тех, кто, собрав все силы, следует путями Торы, — пусть не падает человек духом, видя это. Ведь кто знает, на сколь высокой ступени стоят эти люди? Бывает, что один человек стоит ста или тысячи (как сказали мудрецы Талмуда об Авишае, сыне Цруи, который был сравним с несколькими тысячами людей). Все здесь зависит от того, как тяжело трудился он и какие испытания перенес: именно это определяет, предано ли сердце его Б-гу его. И чем больше будет он совершенствоваться, тем выше будет и уровень его.
Поясним это притчей. Однажды крестьянин вместе с жителем большого города отправились на рынок, и горожанин хвастался богатством своего города: на каждом углу здесь можно встретить лавку, переполненную самыми разными товарами. Сначала они пошли на рынок мукомолов, и горожанин показал деревенскому жителю, сколько там складов, забитых мешками с мукой от пола до потолка. В другом месте обратил он его внимание на магазины, торгующие хлопком, где ткани были разложены по полкам, специально для этого прибитым вдоль всех стен. Потом дошли до торговцев шелком — их ткани лежали лишь на нескольких полках, да и те тянулись только по двум стенам. Побывали они и у торговцев серебром — их сосуды были расставлены вдоль одной стены. А у ювелиров, продающих золото и драгоценности (к ним они пришли в последнюю очередь), товары не занимали даже одной стены, а были сложены в несколько небольших ящиков, стоящих в углу полупустой лавки.
Когда крестьянин вернулся домой, начал он расхваливать перед своими соседями виденные им лавки, полные товара, а об остальных отозвался с презрением. Особенно невзрачным показался ему последний магазин, где товара почти совсем не было. Услышал это горожанин и сказал: «Ах ты, невежественная деревенщина! Знай, что даже один ящик, стоящий в ювелирном магазине, стоит дороже, чем все мучные лабазы, набитые по самую крышу!»
Точно так же обстоит дело и здесь. Те единицы, которые в наше время старательно исполняют Б-жественную Тору, подобны драгоценным камням, стоящим в глазах Б-га благословенного сотни обычных людей; заслуга их в вышнем мире также необычайно велика. Об этом говорят мудрецы Талмуда, когда разъясняют стих: «И возьму Я вас — одного из города и двоих из семьи», — и говорят, что заслуги одного жителя города хватает на весь город. Это означает, что он один из всего города еще держится за Б-га и Его Тору, и потому заслуга его так велика, что ради нее спасается весь город.
Нидхей Исраэль, 3
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»