Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Алия, Саба из Навардока, Рав Александр Кац, Мусар, Советский Союз
Раби Авраам Яфен (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар, глава ешивы Новардок в США и Земле Израиля.
Родился в белорусском городе Пинске.
Учился под руководством выдающегося законоучителя р. Авраама-Дов-Бера Кахане-Шапиро. Прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Пинска».
Совершенствовал свои познания в ешиве г. Новардока (Новогрудка), где стал ближайшим учеником, а затем и зятем главы ешивы р. Йосефа-Юзла Горовица (Саба из Новардока).
По завершении периода ученичества р. Яфен начал преподавать в этой ешиве. С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Новардоку, он переехал со всей ешивой в г. Гомель, подальше от линии фронта. Он стал ближайшим помощником тестя в руководстве сетью филиалов ешивы, созданных ими во многих городах Российской империи: Киеве, Харькове, Ростове, Саратове, Царицыне, Нижнем Новгороде и др. — в этой сети обучалось в общей сложности более двух тысяч студентов.
В годы Гражданской войны, когда Саба из Новардока перенес центральное отделение ешивы в Киев, р. Яфен остался во главе филиала в Гомеле.
После смерти Сабы из Новардока, последовавшей в самом начале 5680 /1920/ года, тридцатитрехлетний р. Яфен принял на себя руководство всей системой ешив, носящих имя «Новардок».
В конце 5681 /1921/ году он был арестован ЧК и посажен в следственную тюрьму вместе с группой своих студентов.
В камере они сохранили обычный режим ешивы: молились, изучали Талмуд и проводили занятия по мусару (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 4, с.190).
Спустя месяц они были отпущены на свободу, и в 5682 /1922/ году, следуя совету р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), р. Яфен перевел всю сеть своих ешив из Советской России в Польшу.
Он и его студенты — всего около шестисот человек — небольшими группами нелегально, по тропам контрабандистов, перешли польскую границу в окрестностях городов Барановичи и Новгород-Волынский (там же).
Студенты из Гомеля разместились в польском городе Белостоке, и р.Яфен возглавил это отделение ешивы. В короткий срок он и его соратники основали по всей Польше более шестидесяти филиалов, в которых обучалось несколько тысяч юношей.
Ряд отделений ешивы был создан и в других странах Европы — в частности, в Латвии и Англии, а в 5689 /1929/ году, по инициативе р. Яфена, группа из пятидесяти его учеников совершила алию на Землю Израиля и основала филиал в Тель-Авиве (там же с.191).
В годы второй мировой войны р. Яфен сумел выехать через Японию в США. Вскоре после окончания войны он собрал учеников, выживших в огне Катастрофы, и воссоздал ешиву «Новардок» в нью-йоркском районе Бруклин.
В 5709 /1949/ году он посетил Землю Израиля, а с 5726 /1966/ года окончательно переселился туда, возглавив ешиву «Новардок» в Тель-Авиве.
Он был избран членом Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль («Единство Израиля»).
Р. Авраам Яфен умер в канун праздника Песах 5730 /1970/ года.
Его беседы по еврейской этике были изданы в книге Амусар ведаат (Этика и мировоззрение). В книге Дерех эйтан (Надежный путь) опубликованы записи его уроков, в которых рассматриваются талмудические трактаты Бава меция и Хулин.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»