Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Наказание, Муж и Жена, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Заработок
Один мудрый человек рассказал своей жене, которая все время требовала от него заботиться лишь о пропитании, притчу. Напоминает она историю с человеком, которого вместе со всеми его домочадцами обвинили в подделке царских долговых расписок. Пытался он оправдаться, да ничего не вышло. И вот — приговор правительства: отрубить руку ему или его жене. Пришло время исполнять приговор, привели их в суд и собрались рубить мужу руку. Начала его жена горько плакать: «Как же вы сделаете его безруким — я же люблю его?!» Упала она в ноги судьям, умоляя их пощадить ее мужа. Сказали они: «Нет у нас никакой возможности отменить наказание, ибо поддельные расписки были найдены у вас в доме. Если ты говоришь, что он не виновен, значит, вина на тебе, и нет у тебя другого выхода, кроме как принять наказание на себя». И когда увидела она, что злой приговор уже утвержден и наказания никак не избежать и уже схватили ее руку и положили под топор — вырвалась она от палачей: себя все-таки любила больше.
Так же и ты поступаешь. Я знаю, что, побуждая меня больше хлопотать о пропитании, ты не хочешь ничего плохого. Но когда мы доживем до дня, приготовленного для Суда, и станут обвинять меня в том, что я пренебрегал Торой и не выполнил несколько сотен заповедей за свою жизнь, и вынесут мне приговор — идти в ад (а ведь сказано в трактате Бава Батра, 79: «Тот, кто отвлекается от слов Торы, падает в ад». — Прим. сост.), и увидишь ты это своими глазами, — ясно, что зарыдаешь над бедой моей и станешь упрашивать судей помиловать меня, говоря, что нет на мне вины. Выслушают они тебя и скажут: «Если так, то кто же виноват в этом? Не ты ли, которая старалась все время отвратить его от изучения Торы и исполнения заповедей, направить все его усилия на хлопоты этого мира? Ты вовсе не думала о том, что ждет вас в конце! Поэтому — иди в ад вместо него!» И когда увидишь ты, что приговора никак не избежать и ангелы Суда уже готовы швырнуть тебя вместо меня в разверстую пасть ада — начнешь ты оправдываться, откажешься от всех своих слов и завопишь: «Я не виновата! Я никогда не изучала Торы, потому что я ведь женщина, нет на мне обязанности учить Тору — вот и не знала я, как велика обязанность человека изучать Тору и исполнять заповеди! Это он — мужчина, он ходил в дом учения, он слышал от своего раввина или от других знатоков Торы, сколь серьезна эта обязанность — изучать Тору и исполнять заповеди, — да и сам он все это знает! На нем вина, не на мне!»
Ты — подруга моя, любимая моя, но лишь пока нас не привели в Суд. Когда же придет время терпеть страдания, всеми силами будешь ты стараться обелить себя. (Ведь даже тело и душа, которые были надежными друзьями друг другу все дни жизни их, в час Суда, из-за ужаса перед приговором, стараются отвести наказание от себя и переложить на другого — так говорится в трактате Сангедрин, глава Хелек; и уж тем более так будут поступать два разных человека. — Прим. сост.)Поэтому прекрати подгонять меня и позволь мне пойти в дом учения, чтобы заниматься Торой и молиться, ибо «если я не для себя — кто для меня?» Наоборот, если бы была в тебе истинная мудрость, следила бы ты все время, чтобы не проходили мои дни впустую, и помогала бы мне во многом, чтобы мог я больше времени проводить в доме учения за Торой и молитвой. Тогда бы и ты заработала себе огромную заслугу изучения Торы и исполнения заповедей. Ведь сказали мудрецы Талмуда благословенной памяти: «И женщины за что удостаиваются (воскресения из мертвых, связанного только с заслугой изучения Торы и больше ни с чем. — Прим. пер.)1 За то, что ждут своих мужей, пока те не придут из синагоги». (Слышал я об одном великом раввине, главе своего поколения, жена которого незадолго до его кончины попросила, чтобы он поделился с ней своим уделом в Торе и заповедях. И сказал он ей: «Зачем тебе просить об уделе? Если у меня будет, будет и у тебя! Ты же помогала мне в моем Служении Б-гу! Все как в этом мире, где, если муж богат, жена тоже богата. Если же у меня, Б-же упаси, не будет доли — у тебя тоже не будет; ведь если муж беден, жена его тоже бедна». — Прим. сост.) Ибо как удостоится жена заслуги изучения Торы, если постоянно лишь мешает мужу в этом? Когда же она помогает ему, собирает его в дорогу, чтобы мог он спокойно идти в дом учения ради Торы и молитвы, — нет сомнений, что у нее есть удел в его Торе и заповедях.
Шем Олам, 13
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»