Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Наказание, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Пусть не пытается человек оспорить приведенные выше слова Талмуда, говоря так: «Видим же мы собственными глазами людей, оскверняющих субботу, для которых субботние заповеди отвратительны, — а богатство их все увеличивается, и удача сопутствует им неизменно!» (Такой же вопрос можно задать о Мишне из трактата Пэа: «Вот заповеди, плоды которых человек получает в этом мире, а основная награда хранится для него в мире будущем…» Ведь мы знаем, что многие не выполняют ни одной заповеди из перечисленных там, а все блага этого мира — в их распоряжении!) Дело в том, что, задумавшись хорошенько, можно понять, что в конце концов их богатство будет проклято и, когда мера их греха переполнится, полностью исчезнет оно. Даже если до сих пор все им удавалось, следует ожидать именно такого финала.
Чтобы это было лучше понятно, приведем совсем короткую притчу. Один из царских министров восстал против него, и приговор ему был вынесен такой: заточить его во дворце, подобающем его высокому положению, но не давать ему есть, пока не умрет он от голода. И во всей стране было сообщено, что приговор приведут в исполнение в такой-то день: царь хотел, чтобы как можно больше людей собралось увидеть его наказание, «чтобы услышали они, и убоялись, и не злоумышляли» никогда больше так поступать. По всему дворцу были сделаны окна, чтобы можно было видеть, как будет он страдать, когда голод станет нестерпимым. И через эти окна люди видели, как мучается он, слышали душераздирающие стоны от мук голода. На пятый день увидели собравшиеся, как, не в силах больше терпеть голод, стал он зубами кусать собственную кожу, чтобы хоть немного утишить его.
В это время подошел некий человек, который не слышал истории с мятежным министром. Спросил он собравшихся, что за крики он слышит. Рассказали ему, что здесь один из бывших царских слуг терпит наказание ужасным голодом, достигающим самых глубин души, и вот уже пятый день он ничего не ел. Попросил он: «Позвольте мне также посмотреть на него!»
Гостя подпустили к окну, и спросил он собравшихся: «Что, это вы называете голодом? Я своими глазами вижу, как он жует мясо!» Ответили ему: «Никому не пожелаем мы так есть мясо! Это ведь собственную плоть грызет он, мучаясь и страдая!»
Совершенно то же самое и в нашем случае. Когда Святой, благословен Он, ниспосылает благословение народу Израиля, давая ему пропитание и все необходимое, это лишь проценты, основная же награда за выполнение заповедей остается нетронутой и хранится для будущего мира. Поэтому Мишна говорит: «Вот те заповеди, плоды которых человек получает в этом мире, а основная награда хранится…» Совсем не так обстоит дело с теми, кто полностью отошел от путей Б-га. Они полностью отрезаны от будущего мира, и, если у них есть заслуга исполнения какой-либо заповеди (например, может быть, когда он был маленьким, ответил «амен» на чье-то благословение или почему-либо сделал что-нибудь хорошее в зрелом возрасте. — Прим. сост.), им выплачивается сразу основной капитал. В будущем мире награды их не остается, поэтому и никакой заслуги там у них нет. Об этом говорит Писание: «И платит ненавистникам Своим непосредственно, чтобы уничтожить его». И такая награда — на самом деле наказание, и похоже это на того министра, который ел собственную плоть.
Об этом же намеком говорит книга Когелет: «…а глупец складывает руки и поедает свою плоть». Задумайтесь об этом.
Ответ, который мы дали, годится также и для вопроса, с которого мы начали: о людях, которые оскверняют субботу из отвращения к заповедям, а им все равно сопутствует удача. Ведь нет сомнений, что процветание послано им для того, чтобы лишить их будущего мира, и не будет у них удела в Земле Жизни.
Шем Олам, 6
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»