Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек исполняет заповеди всем сердцем, это подобно человеку, получившему настоящую долговую расписку. Верное и обратное.

Как слышал я от одного великого мудреца, в этом мире награда за исполнение заповедей не выплачивается потому, что этот мир не в состоянии вместить в себя стол, за которым должны воссесть исполняющие заповеди: ведь «лучше один час блаженства будущего мира, чем вся жизнь в мире этом». И стало мне непонятно:

если это так, как же понять стих Писания: «И платит ненавистникам Своим непосредственно, чтобы уничтожить его». (Этот стих означает, что ненавистникам награда за их праведные поступки выплачивается в этом мире; так объясняют этот стих Раши и перевод Онкелоса. — Прим. сост.) Как это возможно: ведь здесь не место расплаты?

Видимо, объяснить это можно притчей. Жил да был один обманщик, и соблазнил он некоего важного человека купить сотню поддельных векселей — а мошенник этот подделал царские векселя. Тот дал ему в уплату за все один настоящий вексель, и фальшивомонетчик закричал: «Как это так — я дал тебе сто векселей, а ты платишь мне одним?!» Тот ответил: «Дурак, разве похожи мои деньги на твои? Твои расписки ведь поддельные, а моя — настоящая». — «Ну и что? — возразил мошенник. — И то и другое — бумага». — «Глупец, невежда! — сказал покупатель. — Мой вексель я могу отнести в царское казначейство и разменять там на любые монеты, на какие захочу, и примут меня там с радостью; если же я принесу туда твои векселя — сразу поймут, что они поддельные и подпись царя на них фальшивая, и потребует царь тогда мою голову. Так что я смогу продать их лишь в самых подозрительных местах, и стоят они все поэтому копейки».

Совершенно то же самое происходит и в нашем случае. Когда народ Б-жий исполняет повеления Б-га, нет сомнений, что он делает это ради выполнения желания Б-га, Который потребовал этого от него; и, несомненно, каждая исполненная заповедь подписана Именем Б-га. Говорят мудрецы Талмуда (в Мидраш Рабба на книгу Рут), что, когда человек исполняет заповедь, пророк Элиягу записывает ее, а Царь Машиах и Святой, благословен Он, подписываются собственноручно, согласно стиху из Писания: «Тогда заговорили боящиеся Б-га друг с другом (…), и было записано в Книгу Памяти пред Ним…» (Своего рода намек на это содержится в Торе, где в нескольких местах при завершении описания заповеди сказано: «Я Б-г», и объясняются эти слова так: «Я Б-г, Который непременно даст награду»; а это и есть подпись, которую ставит царь на свои векселя.) Если человек появится в вышнем мире с такой долговой распиской, разумеется, по ней будет ему сразу и с большим почетом уплачена награда, о которой сказано: «Лучше один час блаженства в Будущем мире, чем вся жизнь этого мира». Такой вексель, конечно, не может быть оплачен в этом мире, как мы и говорили.

Если же человек — злодей, то исполненные им заповеди, разумеется, исполнены не ради них самих, а ради каких-то сторонних причин, например, чтобы его уважали; несомненно, что такая заповедь не подписана Именем Б-га, и такой вексель, попав в будущий мир, не будет стоить там ни гроша. Наоборот, вызовет он там гнев Святого, благословен Он.

Об этом говорится в трактате Авот: «Если “я” не за меня, то кто за меня?» Это означает: если выполненная мной заповедь выполнена не ради нее самой, то есть не подписана словом «я» из приведенного выше стиха Торы, — а слово «я» (согласно объяснению Раши в трактате Сукка, 45, есть одно из семидесяти двух Имен Б-га), то какой ангел сможет дать мне за ее выполнение хоть какое-нибудь благо?

И продолжает Мишна, и говорит: «А если я для себя, то что я?» Это значит: если Святой, благословен Он, оценивает лишь меня самого, не засчитывая мне заслугу моих отцов, — чего стоят мои дела?

Однако Вс-вышний благ и милостив и поэтому желает все равно выплатить награду даже за такую заповедь. Но раз она исполнена путем ложным и обманным, ее награда ограничена. Об этом и говорит Мидраш, требуя, чтобы человек старался взять с собой то, что он успел выучить, чтобы не опозориться перед Вышней свитой Б-га в час, когда скажут ему: «Встань и предъяви Писание, которое ты читал, и Мишну, которую ты повторял». Мишна имеет в виду, что, если человек занимался Торой, чтобы досадить кому-то или еще по какой-нибудь причине (кстати, если человек делал это без какой-то осознанной причины, все в порядке: «исполнение без осознанной причины» считается «исполнением во имя заповеди»), нет сомнения, что будет он устыжен и опозорен, когда предъявит в вышнем мире ничего не стоящий товар.

Шем Олам, 5


Почему еврейские мудрецы называют мужа и жену «любящие друзья?» Как достичь истинной любви, да и что это такое — любовь? О взгляде Торы на любовь — читайте в этой теме. Читать дальше

Отношение к животным

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Источник любви

Эстер Оффенгенден

Нам жизненно необходима связь, близость с другими людьми. Человек сотворён по принципу «пазл» — незакончен и несовершенен сам по себе, без пары.

Умение давать и умение брать

Журнал «Мир Торы»

Мы живем в строгих рамках своих нужд, желаний, проблем, мечтаний, представлений о жизни, не особенно думая о ком-то еще. Даже о собственном женихе. И иногда оказывается, что под хупой стоит не пара, а только два отдельных человека.

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.