Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

То, чем мне нравится заниматься, не принесет достатка... Как быть?

Темы: Иштадлут, Достаток, Тора и бизнес, Работа, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте, у меня такой насущный вопрос: как найти свое предназначение в этой жизни, свое место в обществе и как найти то дело (работу) в жизни, которая будет не только приносить деньги, но и внутреннее удовлетворение, когда то, чем мне нравится заниматься, в будущем не обеспечит достаточными материальными благами? А.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемая А.,

Насколько я понимаю, Вы спрашиваете о той дилемме, которая возникает, когда дело, которым нравится заниматься — не приносит доходов, необходимых для комфортной жизни. А дело, которое могло бы принести материальный достаток, — не приносит морального удовлетворения. Чем заниматься, что предпочесть?

В подобной ситуации необходимо найти золотую середину, то есть максимальное равновесие, которого возможно достичь. Есть как минимум два возможных решения проблемы:

  1. Заниматься делом, милым сердцу, уделяя при этом и какое-то время тому, что принесет необходимый доход. Так Вы сможете обеспечить себя, в то же время — не ощущая неудовлетворенности жизнью.
  2. Занимаясь тем, чем мы вынуждены заниматься по тем или иным причинам, например, ради дохода, можно и в это привносить элементы того занятия, которое мы любим. Например, человек хочет быть актером. Но денег это не приносит. И может быть успешным банкиром, хоть и не любит банковское дело. В таком случае можно постараться реализовать свои актерские способности, даже будучи банкиром, — в общении с людьми, с коллегами (разумеется, не для того, чтобы обмануть или вести в заблуждение, а для того, например, чтобы поднять кому-то настроение, или — «навести» людей на мысли о Творце мира…). Таких примеров можно привести много.

Вот несколько советов наших мудрецов[1] о поиске занятия для пропитания:

  1. Предпочтительнее иметь профессию, т.е. владеть каким-то ремеслом, даже если человек занимается коммерцией. Ведь нельзя с точностью знать, что принесет нам следующий день, и, если дело, приносящее доход, потерпит крах, человек всегда сможет «ремеслом» зарабатывать на жизнь.
  2. Кроме того, есть еще соображения в пользу того, что ремесло предпочтительнее, чем коммерция. Хотя доход, приносимый ремеслом, несравним с прибылью от коммерции, жизнь «ремесленника» более спокойна. В большинстве случаев у него нет нужды проводить много времени в дальних поездках, не нужно связываться с кредитами и прочими проектами, доставляющими переживания, условия работы более стабильны.
  3. Но, даже занимаясь коммерцией, человек может довольствоваться малым, и пусть не желает «сорвать куш», и не старается разбогатеть, и не прилагает к этому великие усилия, проводя большую часть своего времени в поездках и влезая в сомнительные сделки. А, опять же, пусть довольствуется малым, зарабатывая свой хлеб в спокойствии, и пусть сделки его будут как можно менее рискованны: пусть шансы на успех будут весьма велики, а риск потерять деньги — очень мал. Ведь постоянная погоня за деньгами и растрачивание душевных сил на переживания, связанные с этим, создают жизнь, которая вся — страдание. И не сможет человек служить Творцу полноценно, а лишь урывками, не имея возможности уделить этому максимум душевных и физических возможностей.

Поэтому — следует выбрать для себя ремесло или такой вид бизнеса, в которых не будет даже примеси обмана и воровства и которые не будут слишком сложными. И следует молиться Тому, Кому принадлежат все деньги и все имущество в мире, ведь нет ничего, что могло бы помешать Всевышнему помочь человеку в любой ситуации и дать ему все то, в чем он нуждается!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] См. книгу Пеле Йоэц, раздел Уманут («Ремесло»).

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его