Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Уважение, Молитва, Притчи Хафец Хаима, Связь с Творцом, Богобоязненность
Если мы задумаемся о своих делах и обычаях в Служении Б-гу, то увидим, что наши дела полностью противоречат нашим же словам. Ведь когда человек приходит в дом учения, он провозглашает перед Б-гом, что намеревается освятить Его Имя, подобно одному из вышних ангелов; когда же он оставляет дом учения и встречается с кем-то на улице — тут же «огненные языки из уст его изойдут», и выбросит он из головы всякое Служение Б-гу, и запачкает душу свою нарушением множества запретов; будут среди них и злоязычие, и сплетни, и споры, и насмешничество, а иногда — даже запреты грабежа и разбоя. Пройдет лишь несколько часов — и снова вернется он в дом учения, чтобы вознести полуденную молитву вместе со своими товарищами, и снова облачит душу свою в одеяния ангельской святости, говоря: «Освятим мы Имя Твое в этом мире, так же как освящают Его в высших небесах…» В двух словах: каждый день человек меняется: сначала выглядит как святой ангел, затем — как презренный человек, самый низкий из своего народа, а затем снова предстает пред Б-гом, представляясь одним из ангелов. Примет ли Б-г такое освящение Своего Имени как «благоухание угодное» (жертву в храме)?
Можно сравнить это с человеком, который удостоился прислуживать самому царю как один из главных министров его; а выйдя из тронного зала, нанялся в золотари. Когда царю стало известно об этом, разгневался он и так заявил этому человеку: «Своим поступком ты показал, что служение мне не стоит в твоих глазах ничего. Раз так — “сбрось украшение свое с себя” (то есть — я лишаю тебя данного тебе ранее права быть среди верных министров моих. — Прим. сост.); ты никогда больше не удостоишься права предстать предо мной!»
И на самом деле такое наше поведение возможно лишь потому, что мы не вдумываемся в величие почета и святости Святого, благословен Он, Г-спода небес и земли, дающего жизнь всякому Своему созданию словом Своим. Поэтому-то мы и не понимаем, сколь благ наш удел — удостоиться служить столь великому и грозному Царю. Лишь по этой причине может человек так поступить с собой: едва завершив Служение Царю почитаемому, перейти к бессмысленным занятиям, не дающим ничего ни душе, ни телу. Ведь если бы знал человек все это, не сбросил бы себя «с высокой крыши в глубокую яму», по слову Писания: «Омыла я ноги свои — как замараю их?»
И поистине, самое главное, что приводит ко всему этому, — постоянные хлопоты человека, который настолько погружается в них, что совершенно забывает, ради чего он послан сюда; все же его Слова — лишь приобретенная в юности привычка произносить: «Освятим….» и всю остальную молитву, совершенно не задумываясь, что он говорит и перед Кем предстоит. Но следует хоть немного подождать перед тем, как начинать молиться, чтобы успеть очистить сердце от всех забот и направить его к Вездесущему. Так говорит и Шулхан Арух, Орах Хаим, 93, 1.
Шем Олам, 11
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?