Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Раскаяние, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы, Заработок
Сказано в Писании (Когелет, 9): «Наслаждайся жизнью с женой, которую ты любишь, все дни твоей суетной жизни под солнцем, ибо это — удел твой в жизни…» А затем сказано: «Все, что сможешь ты сделать, все, что в твоих силах, делай, ибо нет ни деяния, ни счета, ни знания, ни мудрости в могиле, к которой ты идешь». Лучше всего объяснить порядок стихов с помощью притчи.
Жил некогда человек, который был очень богат и имел исключительные способности ко всякой сложной работе, проявлял успехи и в науке, и в постижении мудрости. И случилось так, что его положение перестало быть прочным, а затем начало ухудшаться, пока не стало ему нечего есть. И он сказал себе: «Отправлюсь-ка я путешествовать по стране. Вдруг да найдется у какого-нибудь богача место, соответствующее моим огромным познаниям в науках и во всякой мудрости! Нет сомнений, что платить он мне будет не меньше двадцати рублей в неделю!» Он пошел к богачам и стал интересоваться, не нужен ли им такой человек. «Нет», — отвечали ему. Так продолжалось несколько дней, пока деньги у него все не вышли и не увидел он, что дело уже идет о его жизни и смерти. Тогда решил он: «Находясь в таком отчаянном положении, не следует думать о величии. Поищу-ка я себе любую службу, какая подвернется!» Нашел он место, где платили четыре или пять рублей в неделю, и был очень этому рад.
Однажды встретил его один из старых знакомых и спросил: «Дорогой мой, что у тебя слышно?» Тот ответил ему: «Так и так, нашел я себе такое-то и такое-то место». Сказал ему знакомый: «Но это место не подобает тебе ни по мудрости твоей, ни по образованности! Ты мог бы получать и по двадцать рублей в неделю!» Сказал ему бывший богач: «Ах, брат! Я и сам хотел бы этого. Именно такого места искал я несколько дней, пока не оказался перед лицом голодной смерти. Если же я вернусь домой — я прекрасно знаю, каково мое нынешнее положение, и не могу рассчитывать даже на этот небольшой заработок. В такой трудной ситуации даже ничтожные деньги, которые Б-г помог мне получить, благо: ведь благодаря им я жив!»
То же самое и у нас. Есть три важные вещи, достойные всяческого уважения, которых человек должен искать и к которым стремиться, пока находится в этом мире. Вот они, в порядке убывания их ценности:
Необходимо еще одно небольшое объяснение. В святых книгах говорится: слова «мудрость» и «знание», использованные в разбираемом здесь стихе, относятся к Торе, которая есть источник всякого знания и всякой мудрости; слово же «счет» говорит о раскаянии, которое возможно тогда, когда человек подсчитает свои дурные и добрые дела (так говорят мудрецы Талмуда в трактате Бава Батра, разъясняя стих: «Поэтому говорят властвующие: идите к подсчету» — см. в первоисточнике. — Прим. сост.).Теперь стихи станут совершенно понятными. В начале стих говорит: «Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь». (Речь здесь идет о Торе, которая уподоблена жене, согласно объяснению мудрецов Талмуда. А слова «которую любишь» добавлены потому, что человек должен изучать те места из Торы, к которым лежит его сердце, как сказано в трактате Авода Зара, 19. — Прим. сост.) «Все дни твоей суетной жизни» означает, что ни одного дня не должен человек провести без изучения Торы: ведь это самое главное в жизни. А учеба приведет человека к раскаянию и побудит его совершать добрые дела. Ведь и просьба о помощи в раскаянии (из молитвы «Шмонэ Эсрэ») устроена именно таким образом: сначала просьба о помощи в изучении Торы и лишь затем: «…и приблизь нас, Царь наш, к Служению Себе»; ибо человек, далекий от Торы, не может не быть далеким от Служения Б-гу.
Высказав же это наставление, царь Шломо продолжает: «Все, что сможешь ты сделать, все, что в твоих силах, — делай!» Это значит: иногда человек настолько погружен в свои заботы, что никоим образом не может отрешиться от них и направить свой разум на изучение Торы или на исследование своих деяний и подготовку к раскаянию. И может получиться так, что решит он: раз так, нет мне больше смысла искать возможности выполнить заповедь, ведь самого главного — Торы и раскаяния — я лишен! Именно на это отвечает стих словами: «Все, что сможешь ты сделать, все, что в твоих силах, — делай!»
Почему же это так необходимо? Да потому, что в том месте, к которому ты идешь — в могиле, — не найдешь ты ничего: ни мудрости и знания, то есть Торы, ни счета, то есть раскаяния, когда человек подсчитывает и перебирает свои дела, ни деяния, то есть практического исполнения заповедей. Поэтому все, что ты можешь ухватить, пока находишься в этом мире, — ухвати.
Агават Хесед, 3, 4
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.