Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сказано в трактате Авот, 3: «Рабби Достаи бар Йоси от имени рабби Меира говорит: Всякому, кто забывает одно слово из выученного им, по мнению Писания, полагается смерть, согласно сказанному: Только остерегайся и храни свою душу весьма, чтобы не забыл ты те слова…»

И объяснение этому Мишне мы найдем в стихе из Писания, который говорит: «Ибо кровь — это душа, и не ешьте души вместе с плотью» (Дварим, 12). Стих предостерегает нас от ошибочной мысли, что кровь запрещена нам лишь в силу своей отвратительности, и поедающий ее нарушает лишь запрет: «Не оскверняйте душ ваших…» (этот запрет нарушает, например, человек, пьющий воду из сосуда для кровопускания). Нет, говорит стих. Тот, кто ест кровь, на самом деле как бы съедает душу животного. А ведь Писание не разрешило нам этого: мы имеем право есть лишь плоть скотины, но не ее душу. И хотя люди не в состоянии видеть этого с помощью своего материального зрения, стих сообщает нам, что это поистине так: душа связана с кровью.

А в другом месте Писание говорит (Дварим, 32): «…что завещаете вы своим сыновьям хранить и соблюдать всю эту Тору (…), ибо она — ваша жизнь». Речь идет о жизни в будущем мире, согласно комментарию Раши на стих из главы «Ахарей Мот…»: «…которые станет исполнять человек, и будет жить ими». И точно так же, как и в случае с кровью, Писание хочет сообщить нам нечто, чего обычными глазами не видно, а именно: что само существование души и ее вечная жизнь связаны со знанием Торы и соблюдением ее заповедей. Только через посредство этого соприкоснется душа человека со светом Торы, который и есть «обиталище вечно живых». (Именно это подразумевает Писание (Шмуэль, 1,25) в словах: «И будет душа господина моего помещена в обитель вечно живых и будет вместе с Г-сподом, Б-гом твоим».) И кто же может знать о том, как сможет душа заслужить вечную жизнь, если не Творец, да будет благословенно Имя Его, Который и создал ее? И именно Он громким голосом возглашает: «Ибо это — жизнь ваша»!

И вот после того, как человек выяснит для себя и полностью уверится в том, что вечная жизнь его души зависит лишь от Торы и заповедей, совершенно необходимым покажется ему никогда не тратить времени впустую. Он ведь будет понимать, что этим убивает свою душу, лишая ее средств к существованию. Человек поистине должен задуматься над этим крайне серьезно. И когда займется он этим наедине с собой, пусть представит себе такой случай.

У одного человека был малолетний сын. Пришел к нему однажды некий богач и рассказал, что взял мальчика с собой к профессорам, чтобы выяснить все о состоянии его здоровья. И сказали профессора, что все органы его тела здоровы, однако он страдает слабостью из-за малокровия. И ничего нельзя сделать с этой болезнью, так как ничего про нее не известно; ясно лишь, что здесь дело именно в крови. И так сошлось, что как раз в это время придумали новый способ бороться с этим недугом: взять кровь у здорового человека — пол-литра или четверть — и влить в жилы этого мальчика. И разработаны уже для этого и нужные лекарства, и соответствующее устройство; возможно, что так ребенка можно излечить.

Богач пошел к беднякам своего города и стал просить, чтобы кто-нибудь позволил забрать у его сына четверть литра крови, он же заплатит за это несколько тысяч долларов. Тогда «стал он в их глазах как умалишенный», и сказали они ему: «Да, конечно, за эти тысячи долларов мы согласились бы выполнить самую тяжелую и изнуряющую работу. Но никак невозможно отдать наших сыновей, чтобы из них выкачивали кровь, Б-же упаси! Ведь кровь — это жизнь! Как же мы продадим кровь наших детей за твои деньги? Ведь во всем мире станут говорить о нас с омерзением!»

То же самое происходит и здесь. Взгляни, человек: ты обязан знать, что если несколько часов в неделю потратишь на пустые разговоры, то лишишься большой части отмеренной тебе жизни. И в конце концов станешь походить на отца из нашей истории, который думал найти дураков, готовых за деньги поделиться с ним кровью своих детей. Ты тоже подумаешь: «Вот, у меня так много денег — почему бы мне не пойти к мудрецам Торы, которые занимаются изучением Торы постоянно, и не дать им денег, чтобы они продали мне свой удел в Торе?» Знай, что они лишь посмеются над тобой; и есть тому две причины. Первая — в том, что они не согласятся на это, и ты лишь напрасно опозоришься, ибо сказано в Писании: «Если человек отдаст все накопления своего дома за любовь, лишь опозорится». Так скажут они: «Это ведь — кровь наша и плоть наша, это наш удел в жизни; неужели же мы отдадим тебе его за деньги?» Вторая же причина в том, что, даже если они согласятся, не сможешь ты получить их удела. На самом деле человеку дано право получить за деньги удел в Торе, как сделали Иссахар и Зевулун; но это право реализуется лишь в том случае, если мудрец Торы учится, а ты поддерживаешь его своими деньгами. После изучения это уже невозможно.

Зехор ле-Мирьям, 12


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»