Темы: Молитва, Шахарит, Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин! У меня работа начинается очень рано утром: в 4 часа утра я уже должен выходить из дому. Скажите, пожалуйста, могу ли я в связи с этим возлагать тфилин и молиться Шахарит примерно в 3:15 утра, не слишком ли это рано? Спасибо заранее!
Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос. С такой проблемой сталкиваются все религиозные евреи, которые живут в странах Европы и СНГ и отправляются рано утром на работу в зимнее время. Солнце встает достаточно поздно, а работа начинается рано, и большинство людей встречает рассвет либо в дороге, либо уже на рабочем месте. В этих условиях остро встает вопрос об утренней молитве, ведь дома время молитвы еще не наступает, а молиться на работе не всегда представляется возможным. Более того, даже если такая возможность существует, не всегда это разрешено Законом, ведь есть запрет отправляться в дорогу и заниматься своими делами до молитвы. Чтобы разобраться, как поступать в такой ситуации, нужно небольшое предисловие, чтобы объяснить некоторые понятия, связанные со временем в Галахе, которые необходимы для понимания закона.
Прежде всего, следует заметить, что утренняя молитва не «привязана» к определенному часу ночи или дня. Время, подходящее для утренней молитвы, определяется в зависимости от восхода солнца (сколько времени осталось до восхода) и продолжительности светового дня. Эти факторы меняются в зависимости от времени года и местности, где находится молящийся. Поэтому для того, чтобы понять, как поступать в Вашей конкретной ситуации, необходимо знать, о каком отрезке времени светового дня мы говорим. Ведь чем позже восход солнца, тем проблематичней ситуация с молитвой.
Давайте разберем все возможные варианты, поскольку каждый из них может быть актуален в разное время года.
В Галахе существует несколько временных рубежей, означающих наступление светового дня в связи с исполнением различных законов. В этом отношении существует различие между временем, когда можно произносить утренние благословения, благословения на облачение в талит и тфилин, временем, когда можно читать Шма и Амиду. Перечислим основные периоды, на которые делится утреннее время в Галахе:
Итак, получается, что оптимальным моментом для начала утренней молитвы является время после ми-ше-йакир, но незадолго до нэц а-хама, так, чтобы молитву Амида можно было бы начать уже после рассвета. Тем, у кого такой возможности нет и кому необходимо выйти из дома раньше, поступать нужно следующим образом:
Вернемся к Вашему конкретному вопросу. Вы выходите очень рано, поэтому должны молиться в 3:15 утра. Первым делом нужно установить, к какому галахическому отрезку времени относится 3:15 ночи там, где Вы живете. Определить это самим практически невозможно, поэтому нужно воспользоваться еврейским календарем, где указано время для молитв, актуальное в Вашем городе. Но в качестве примера давайте разберем, что делать в такой ситуации жителю Берлина (Германия). В Берлине 22 июня 2013 г. период ми-ше-йакир наступает в 2:44 ночи, а солнце восходит в 4:43. Таким образом, прочесть Амиду после восхода солнца не получается, поэтому поступать нужно соответственно пункту №1, а именно: читать всю молитву до восхода солнца, но после времени ми-ше-йакир. (Это относится и к ситуации, когда у Вас будет возможность молиться в дороге или на работе). Но 22 декабря тот же ми-ше-йакир начинается в 6:55 утра, а алот а-шахар в 6:21. Тогда нет никакой возможности молиться в 3:15, т.к. это — время до алот а-шахар. Поэтому в этот период года молиться придется при наступлении подходящего времени, в дороге или на рабочем месте.
С уважением, Моше Сытин
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Неизвестный автор
Утренняя молитва для солдат.
Рав Авраам Куперман,
из цикла «Молитва новолетия»
Хава Куперман,
из цикла «Молитва «Шмоне эсре»»
Рав Зеев Гринвальд,
из цикла «Суббота, праздники, будни»
Порядок субботних молитв и трапез
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Моше Сытин
Если человек может работать, но предпочитает кормиться подаянием, он все равно настоящий нищий?
Рав Берл Набутовский
Капарот — жертвоприношение?
Рав Берл Набутовский
Что делать тому, кому по справедливости положена смерть?