Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Эмансипация женщин и феминизм – взгляд иудаизма

Оглавление

Эмансипация женщин [↑]

Еврейские женщины никогда не нуждались в эмансипации, так как права женщин обеспечиваются еврейским законом. Движение феминизма, стремящееся стереть различия между мужчинами и женщинами, губительно для семьи и общества.

Академические словари трактуют эмансипацию как возникшее в XVIII веке движение за освобождение от угнетения и ущемления мужчинами женщин.

Если рассматривать эмансипацию именно таким образом, то отношение иудаизма к этому движению можно определить как спокойно-равнодушное, не имеющее к нам особенного отношения. Ведь еврейские женщины никогда не были угнетены мужчинами. Еврейские женщины, в отличие, например, от христианок, никогда не имели причины бороться за свои права, потому что Тора предоставляет мужчинам и женщинам те права, которые соответствуют их Б-жественному предназначению.

Положение женщины в рамках иудаизма [↑]

Мужчины и женщины принципиально отличаются друг от друга и, в первую очередь, тем, что именно женщина, а не мужчина, вынашивает ребенка, и это значит, ее главная задача — быть основой семьи. О равенстве полов — так, как его понимают современные приверженцы феминизма — не может быть речи, ведь мужчина по своей природе обладает более грубой и агрессивной натурой, в то время как в женщине заметны большая чувствительность и здравый смысл.

Вместе с тем, нам не известен ни один торанический источник, в котором говорилось бы, что есть должность или работа, которую может исполнить мужчина, а женщина сделать не в состоянии. В Торе нигде не говорится, что женщины в каком-либо смысле ниже мужчины интеллектуально или по своим природным данным, просто мужчины и женщины — разные, и становиться одинаковыми они не могут и не хотят.

Нет никаких оснований полагать, что женщина не в состоянии выполнять функции президента, сенатора, губернатора или главы предприятия так же, а может и более успешно, чем мужчина. Вопрос заключается только в том, насколько ей это нужно, действительно ли это именно то занятие, через которое она сможет раскрыть свой внутренний потенциал.

Нет также основания платить женщине меньше за равную с мужчиной работу. Иудаизм строго осуждает эксплуатацию женщины в качестве объекта сексуальных притязаний, а также стереотипный взгляд на женщин как на существа, лишенные индивидуальности.

При этом иудаизм полагает, что эмансипация не уравнивает права женщин и мужчин, а увеличивает количество обязанностей женщин, так как помимо ее прямых обязанностей — семьи и детей — с повсеместной победой эмансипации она теперь должна и работать. С точки зрения иудаизма, принятие на себя ответственности за материальное обеспечение семьи — это предназначение мужчины, и с того момента, когда женщина взваливает это бремя на себя, семья перестает функционировать правильным образом и неизбежно разрушается.

«Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека. Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим» — поется в знаменитом гимне «Эшет Хаиль». Еврейская женщина никогда не избегала работы, если это было необходимо для семьи — в качестве поддержки мужа. При этом, плоды ее труда по алахе принадлежат мужу, а муж обязан обеспечивать жену и детей всем необходимым.

Феминизм [↑]

Основная победа, которую сумела одержать на своем пути движение за эмансипацию женщин — это наделение женщин правом голоса на выборах. На следующей ступени было признано равное право мужчин и женщин быть избранными в качестве членов парламента и занятия государственных должностей.

Эмансипированные женщины стали добиваться равных прав с мужчинами в оплате труда, получении образования, возможности заниматься политикой. Эта политическая борьба женщин за равные права во всех областях получила название «феминизм».

Конечно, оплата труда и другие рабочие условия должны диктоваться уровнем компетенции сотрудника. Однако, в нашей жизни нельзя полностью игнорировать те различия между мужчиной и женщиной, которые заложены в нас природными законами. Поэтому, взгляд иудаизма к феминизму и политической борьбе женщин за свои права продиктован, в первую очередь, идеологией этой борьбы и тем влиянием, которое она оказывает на вовлеченных в нее женщин.

В последние годы движение феминизма по своему характеру становится все более и более агрессивным, напористым, оно проникает во все сферы жизни — ведь феминизм стремится изменить существующие представления о женской природе. Лидеры этого движения заявляют: «Нас не удовлетворяет роль, которую отвело нам общество, мы хотим найти новое определение нашего предназначения».

Феминизм, по сути, пропагандирует обоюдный эгоизм. Под красивыми лозунгами: «право иметь собственность», «право трудиться и зарабатывать равную с мужчинами зарплату» — скрыта истинная цель движения — разврат.

Сегодня, после многих лет борьбы, безуспешных попыток проведения в жизнь своих идей, феминизм не в состоянии предложить жизнеспособную систему ценностей. На самом деле, по мере развития феминистских теорий, успела деградировать нравственность, возникли сомнения в необходимости брака, резко снизился уровень рождаемости, а женщины по-прежнему продолжают чувствовать, что общество эксплуатирует их.

Поэтому отношение иудаизма к феминизму — отрицательное. Феминизм пытается стереть различия между мужчиной и женщиной: женщины стали похожи на мужчин, мужчины на женщин. Исчезли или стали более приглушёнными различия во внешнем виде, в родах деятельности, в домашних обязанностях и т.д. С точки зрения Торы, различие между мужчиной и женщиной следует подчёркивать. Нужно стараться способствовать реализации, развитию у женщины её природной женственности, а у мужчины — его мужественности. В религиозном обществе девочки и мальчики с трёх лет воспитываются по-разному. Акцент делается на уникальности природы и предназначений мужчины и женщины. У женщины — больше мягкость, умение быть преданной женой и любящей матерью. У мужчины — больше способность брать на себя ответственность, принимать решения.

«Женщины Стены» [↑]

Феминизм, проникая в еврейский мир, принимает уродливые формы, способствуя возникновению таких организаций как «Женщины Стены».

Эти женщины добиваются права читать по свитку Торы, накладывать тфилин и окутываться талитом — именно в той части Котеля, где традиционно молятся мужчины, хотя, по закону, мужчинам и женщинам полагается во время молитвы находиться в разных помещениях, разделенных перегородкой. Причина этого разделения понятна любому человеку, знакомому с психологией, и она проста: молитва требует полного сосредоточения, и для этого женщины и мужчины молятся отдельно.

На самом деле, субботу «Женщины Стены» не соблюдают, волосы, будучи замужними женщинами, не покрывают. Зато раз в месяц читают Тору и раз в год зажигают ханукию. Еврейские традиции, за соблюдение которых они якобы борются, являются для них только поводом для громких выступлений.

Заповеди, связанные со временем [↑]

Женщина, читая утренние благословения, благодарит Вс-вышнего за то, что Он «сотворил ее по Своей воле» («ше асани кирцоно»). Поскольку центральная и высшая задача еврейской женщины — это создавать и развивать семью, для этого она освобождена от выполнения заповедей, связанных со временем: освящение месяца, сидение в сукке, наложение тфилин и так далее. Причина этого в ее занятости, в необходимости исполнять другие, неотложные заповеди: например, заботиться о ребенке.

Тем не менее, женщины могут исполнять заповеди, связанные с определенным временем, и даже читать благословение при их исполнении, поэтому ношение талита женщинам не запрещено. Суть тут в том, почему она его надевает. Если она считает освобождение от исполнения заповедей проявлением дискриминации и отрицает алахические различия между мужчинами и женщинами, ее устремления можно считать отрицанием Торы. То же самое можно сказать и в случае, когда женщина верит, что ее молитвы будут услышаны, только если она будет молиться наравне с мужчинами.

Женщина не может быть свидетелем в суде? [↑]

Что за дискриминация, почему женщина не может свидетельствовать на суде? Действительно, в вопросах, касающихся имущественного права, и в вопросах, где может быть принято решение о смертной казни или физическом наказании преступника, свидетельство женщины в суде не принимается.

Когда же речь идет о кошерности чего-либо или о вопросах ниды, женщина может и даже должна быть свидетелем.

Такие законы были установлены мудрецами, глубоко понимающими разницу между мужским и женским восприятием и способом мышления. Всевышний одарил женщину особой эмоциональностью, которая необходима для выполнения её предназначения. Она воспринимает события через свои чувства и не всегда видит «холодные» факты, поэтому её свидетельство может оказаться необъективным.

Кроме того, у женщины есть особое свойство, «калут даат», которое также необходимо для выполнения её предназначения и является в определенном смысле преимуществом. Однако, оно может привести к неточностям в деталях, а крайняя точность в деталях чрезвычайно важна в еврейском суде.

Власть внешняя и внутренняя [↑]

Феминистское движение, борясь за внешние атрибуты власти, не осознало другую, более тонкую форму власти — внутреннюю: способность женщин влиять на культуру, этику и ценности людей. В то время как внешняя власть предусматривает высокие корпоративные посты, внутренняя власть определяет, станет ли выбранное руководство достойным управления, проявит ли оно честность или займется коррупцией.

Стремление женщин к внешней форме управления пробило брешь и в нравственном воспитании западного общества, там, где прежде господствовали мужчины.

Женщины, по своей природе, склонны к проявлению внутренней силы: благодаря преобладающему воздействию интуиции, они проникают в самую глубину сердца и ума другого человека. В Торе мы находим немало историй о великих женщинах, чье проявление внутренней силы оказывало решающее влияние на ход еврейской истории.

Проблема не в том, должны ли женщины стремиться к власти. Важно, в какой из форм власти женщина способна концентрировать свои усилия с максимальной самоотдачей и пользой, как для своего личного развития, так и для блага общества в целом.

Выводить материалы