Темы: 8 Марта, Отношения с семьей, Ципора Харитан, Еврейская женщина, Скромность в поведении, Положение женщины в обществе, Скромность в одежде, Феминизм
Уважаемая Ципора,
Ради одной мамы Талибан и нескольких десятков ее безумных последовательниц я бы не стала тратить время, свое и ваше. Но имеет место тенденция, и тенденция весьма неприятная.
Чтобы не быть голословной, привожу ссылки: про сегрегированные бомбоубежища в Ашдоде (есть фотография), про сегрегированные улицы Меа Шеарим, про плакаты в Вильямсбурге (есть фотография), про запрет на вождение машины в Кирьят Джоэле (газета общины, не какая-нибудь светская); детская газета в Вильямсбурге закрасила лица девочек; книжка о скромности, адресованная девочкам до десяти лет, предупреждает их, что нескромно бегать и прыгать на улице и носить волосы в хвост; газета общины Монси закрасила лица кукол; призыв к женщинам в Монси не появляться в центре города и не смеяться вслух (на Пурим); Вижницкий Ребе указал, что жена должна идти позади мужа, а не рядом; Вижницкая газета Хамодия из соображений скромности не пропустила изображение женских туфель. Плакат на улице Лейквуд, Нью-Джерси: «Женщины, не стойте под фонарем, не вводите мужчин в искушение». Письмо с осуждением Минди Поллак за то, что она баллотируется в горсовет Монреаля. Рут Колиан не дали баллотироваться в горсовет Петах Тиквы. Бейт-дин Бейтар Илита запретил женские уроки танцев зумба. Рекомендация женщинам не выходить из дома без надобности, а если вышла — не использовать душистый шампунь.
Еще имели место факты закрашивания лиц Рут Фогель, Хилари Клинтон, женщины с поднятыми руками на знаменитой фотографии из Варшавского гетто и ретуширование одежды на фотографиях хасидских женщин 1930-ых, включая ребецн Хаю Мушку Шнеерсон, которая, очевидно, недостаточно скромно одета для нынешнего праведного поколения.
Из анализа подборки ясно, что это скорее хасидские, чем литовские тенденции, но все равно — речь не идет об одной маргинальной секте. Насчет сегрегации в общественных местах. Кирьяс Джоэль (сатмарские) построил (на государственной земле, в нарушение американских законов) две детские площадки — мужскую и женскую. Это плохо. Это не укрепляет семьи, а разрушает их. Это лишает сына возможность пообщаться с мамой, а дочь с отцом.
Я хожу с дочерью на смешанную детскую площадку и — вы не поверите! — никто из родителей не бросается с места в карьер флиртовать и гоняться за чужими супругами, а занимаются тем, ради чего на детскую площадку пришли, — своими детьми. Светские евреи и неевреи в состоянии вести себя цивилизованно, а люди Торы, получается, нет? Вы пишете, что в ортодоксальном обществе существует общественный договор о поведении, чтобы мужчины не хотели чужих жен. А мне странно решать свои проблемы за счет других людей. Если муж смотрит налево, то проблема моя (и мужа), причем тут посторонние люди? Почему они должны расплачиваться за мое семейное счастье своей свободой носить что им удобно и появляться на улице?
Я не защищаю ваши права, я пытаюсь отстоять свои. Вы пишете: «мы натерпелись от феминизма». Мы кто, позвольте спросить? Я — не натерпелась. Вам не нравится возможность получать образование, открыть в банке счет на свое имя, водить машину? Все это завоевания феминизма и очень хрупкие, кстати. Я пытаюсь донести до вас мысль, почему образ жизни ортодоксальных евреек так пугает всех остальных. Если вы будете игнорировать этот психологический фактор, ваш кирув рискует нарваться на глухую стену. Люди просто смотрят на общества, организованные по принципу «общественная мораль важнее прав отдельной личности» (Саудия, Иран и т.д.), и видят, что жизнь женщин в этих обществах не стоит ничего (побивание камнями, убийства чести, детей не спасли из горящей школы потому, что они не успели одеть хиджаб). Мы (я тоже позволю себе говорить от имени группы) не хотим так жить. Лучше пусть муж налево смотрит. За все в жизни надо платить, в том числе за человеческое достоинство и личную свободу. Н.
Уважаемая Н.,
Большое спасибо за искреннее письмо, но так же хочется быть искренней: у меня нет ни малейшего желания дискутировать с человеком, который приводит любую ссылку из интернета как абсолютную истину. Это мне-то, жительнице Иерусалима, Вы рассказываете о «сегрегации улиц» в Меа-Шеарим, когда я по ним благополучно хожу вместе с мужем (о, ужас! — хасидом Бельз), и идём рядом, а не друг за другом, кроме самых узких мест, т.к. в Меа-Шеарим мостовые иногда такие, что два человека рядом не пройдут. Или же Вы пишете о раздельных бомбоубежищах в Ашдоде и сочувствуете несчастным женщинам, которые рискуют своей жизнью, когда бегут в отдельное бомбоубежище. А у меня в Ашдоде — трое детей, и я прекрасно знаю, что во время ракетного обстрела вообще запрещено выходить из домов и люди находятся в бетонированных комнатах или на лестничных площадках, т.к. нет возможности добежать до бомбоубежища из-за скорости ракет.
Но теперь по существу. Вы пишете, что процесс керува (приближения к Традиции) упирается в глухую стену из-за положения ортодоксальных женщин. В своём ответе я совершенно не собиралась заниматься каким бы то ни было керувом, а изложила свою точку зрения, т.е. точку зрения ультраортодоксальной хасидской женщины с высшим образованием — на желание защищать меня от общества, в котором я живу. Должна Вам сказать как учительница обществоведения (долгие годы преподаю эту дисциплину), что дискриминация по определению — это лишение человека его прав насильственными методами. А когда человек сам не хочет каких-то «прав», то он принадлежит к определённому меньшинству, которое с точки зрения демократии имеет право вести тот образ жизни, который хочет, если только это не мешает другим. Так вот, я принадлежу к этому меньшинству. И предполагаю, что сатмарские хасиды в Америке не загоняют насильно в свой квартал женщин с детьми разных полов для того, чтобы Ваша дочь была вынуждена играть только с девочками в «раздельные» часы. А так как они это делают для СВОИХ семей, то, извините меня, какое Ваше дело?
Вы имеете полное право бойкотировать любую прессу, которая не печатает портретов женщин, но почему Вы отнимаете право издавать и читать её у тех, кто в ней заинтересован?
И вот теперь я могу объяснить, чем мне так мешает феминизм. Вы для себя решили, что «достижения» феминизма для Вас — высшая ценность, ради которой Вы готовы платить тем, что Ваш муж будет «смотреть налево», Вашими же словами. Так как я себя считаю человеком либеральным, то вполне признаю Ваше право жить Вашими принципами. Но вот я считаю, что для меня семейное счастье — это самая главная ценность, за которую я готова платить очень многим: отказом от нескромной одежды, от близких контактов с посторонними мужчинами, от некоторых видов развлечений и т.д. Мне и еще очень многим ортодоксальным женщинам так — хорошо. Почему вы, феминистки, берете себе право патронировать нас и объяснять нам, что наши ценности — неправильные? Честное слово, мы обычно выбираем эти ценности не от забитости и примитивности. И как женщина, которая получила вторую университетскую степень в области еврейского воспитания и получила её не благодаря феминизму, а благодаря бесконечной помощи и поддержке мужа, который брал на себя немало моих обязанностей ради этого, я глубоко убеждена, что мне наше семейное счастье важнее всего. И в этом духе я имею право воспитывать свою дочь и не желаю, чтобы в её воспитание вмешивались люди, которые хотят её «осчастливить» совершенно чуждыми мне нормами.
В одном мы с Вами полностью согласны: мы всеми силами должны защищать права своих дочерей, только каждая из нас выбрала те права, которые ей необходимы. Так вот, я не навязываю Вам свой образ жизни, и не только я, но и другие ортодоксы не бегают за Вами, не заставляют Вас жить в районе хасидэй Сатмар или хасидэй Вижниц и не проверяют, каким шампунем Вы мыли голову. (Кстати, рекомендую взглянуть на косметику нормальной ортодоксальной женщины). А поэтому, пожалуйста, оставьте и Вы нас в покое, не бегайте за нами и не тащите нас в феминистский рай.
С большим уважением к Вам лично и с полным отсутствием уважения к навязываемому мне феминизму, Ципора Харитан
P.S.:
Если Вы заинтересованы серьезно понять нашу точку зрения, нужно решить очень серьезно учить первоисточники в Письменной и Устной Торе, на основании которых мы строим свои взгляды.
А если Вы хотите серьезно обсудить какие-то конкретные вещи, которые Вам мешают в ортодоксальном образе жизни, то об этом вполне можно поговорить, не вдаваясь в бесконечные интернетовские ссылки, потому что, надеюсь, Вы и сами понимаете: этот источник далеко не всегда содержит достоверную информацию. Я совершенно не пытаюсь доказывать, что в ортодоксальном обществе не могут происходить какие-то очень тяжелые или неприятные для женщины вещи (как, кстати, и в любом другом). Письмо мое говорит не о конкретных случаях, а о моих взглядах на то, как правильно жить. Что касается отдельных очень неприятных случаев, то я с ними прекрасно знакома как консультант по семейным проблемам. Но они означают, что люди живут «против» законов Торы, а не по ним, даже если они одеваются как ортодоксальные евреи. Поэтому если Вы хотите убеждать меня в правде феминизма, то думаю, что нашу переписку стоит прекратить. А если хотите разобраться в том, что видели своими глазами, You’re Welcome, и я постараюсь объяснить, как вижу эти ситуации.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?