Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж?

Темы: Рав Реувен Куклин, Муж и Жена, Роли супругов

Отложить Отложено

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж? И какие конкретно права и обязанности обоих супругов подразумевает современный иудаизм? Лена, Беэр-Шева

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Лена,

Законы и установления Торы — не человеческое изобретение. Они были даны Творцом мира, Который обладает абсолютным знанием человеческой природы и людских потребностей. Поэтому, в отличие от человеческих законов и установлений, законы и установления иудаизма не изменяются со временем. Таким образом, когда речь идёт об отношениях между мужем и женой и об их обязанностях с точки зрения Торы, нам надо знать, что законы, которые работали тысячелетия назад, работают и сегодня, ведь природа мужа и жены не изменилась. И удивительно видеть, насколько эти древние законы отвечают нуждам современной семьи.

Теперь попытаемся ответить на Ваши вопросы.

Действительно, в еврейской семье муж является главой. Но это не означает, что он должен «подавлять» всех в доме; это означает, прежде всего, что жена должна оказывать ему уважение. Об этом пишет Рамбам (Законы супружества 15, 20): «Повелели мудрецы жене уважать мужа свыше всякой меры, и пусть будет на ней страх пред ним, и пусть делает всё в соответствии с его указанием, и пусть будет он в её глазах как вельможа или царь, пусть она поступает, как желанно его сердцу, и устраняет всё, что ему отвратительно». Т.е. женщина должна настолько уважать своего мужа, чтобы он был для неё подобен царю. И в силу уважения, которое она испытывает к нему, делать всё только в соответствии с его указанием. И если муж не сказал прямо, что следует поступить так-то и так-то, но жене известно, что таково его желание, она должна поступить так, как он хочет, — из любви и уважения.

Но уважение требуется не только от жены. Муж также обязан глубоко уважать свою жену, любить её и заботиться о её благе. Пишет Рамбам: «Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева».

В заключение Рамбам пишет: «И это обычай дочерей Израиля и сыновей Израиля, святых и чистых в своём супружестве, и с этими обычаями будет их совместная жизнь прекрасна и достойна похвалы».

В наше время, когда демократия является одним из наиболее почитаемых идолов, каждый из супругов провозглашается главой семьи. Отсюда берут начало многочисленные конфликты современной семьи: ведь каждый должен «подтвердить свой статус». Но жизнь показывает, что единства и взаимной любви в семье можно достичь только «по Рамбаму».

Что касается Вашего вопроса об обязанностях супругов в отношении друг друга.

Муж обязан доставлять жене пропитание, одежду; если жена заболела, муж обязан лечить её; если попала в плен — обязан выкупить её. Если жена умерла — обязан похоронить её. Интересно отметить, что одной из обязанностей мужа по отношению к жене является супружеская близость.

С другой стороны, муж получает в собственность те вещи, которые сделала его жена. Это право мудрецы дали ему «в обмен» на пропитание, которое он доставляет жене. Однако если жена не заинтересована в пропитании, которое доставляет муж, она вправе заявить: «Я не получаю пропитания и не произвожу вещей», и, тем самым, муж не будет иметь право в том, что сделал или заработала его жена. В противоположность этому, муж не имеет права отказаться «кормить» жену, даже если будет согласен отказать от права в деяниях ее рук.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Евреи! Почему, зная прописные истины семейного счастья, вы распространяете утопические идеи в СМИ?!

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его