Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: Килаим, 613 заповедей, Книга заповедей, Цдака, Рамбам
211-я заповедь – запрещение подбирать при сборе урожая упавшие колоски. Но их необходимо оставлять бедным. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Упавшее при твоей жатве не подбирай” (там же). И это тоже запрет, обусловленный выполнением заповеди “Делай”, подобно запрету собирать урожай с края поля (НД 210).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (4:10).
212-я заповедь – запрещение собирать все грозди с виноградной лозы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Виноградника твоего не обирай дочиста” (Ваикра 19:10). Но необходимо оставлять мелкие грозди для бедных.
Этот закон не распространяется на другие плодовые деревья, даже подобные винограду. К ним относится иной запрет, выраженный в речении Ашема: “Когда будешь обивать маслину твою, то не обирай за собой оставшихся плодов: для гера, сироты и вдовы пусть будет это” (Дварим 24:20). Это запрет обирать забытые плоды (шихеха). Запрет распространяется не только на плоды оливкового дерева, но и на забытые плоды любых плодовых деревьев (НД 214).
Заповедь “Виноградника твоего не обирай дочиста” также обусловлена выполнением соответствующей заповеди “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (7:4-8).
213-я заповедь – запрещение подбирать ягоды, упавшие на землю во время сбора винограда. Но необходимо оставлять их бедным. И об этом Его речение: “Опавших ягод в винограднике не подбирай – бедняку и геру оставляй это” (Ваикра 19:10). Этот запрет также обусловлен выполнением заповеди “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (7:3).
214-я заповедь – запрещение подбирать снопы, забытые при сборе урожая. И об этом Его речение: “Когда будешь жать на своем поле и забудешь на поле сноп, то не возвращайся, чтобы его взять” (Дварим 24:19).
Этот запрет распространяется не только на забытые снопы урожая зерновых, но и на забытые плоды плодовых деревьев (НД 212).
Нарушение этого запрета также можно исправить выполнением соответствующей заповеди “Делай”, и тот, кто преступив запрет, подобрал забытый сноп, обязан возвратить его бедным, согласно речению Ашема, да будет Он превознесен: “...Для гера, сироты и вдовы пусть он будет” (там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пеа (гл.4-7).
И знай, что, согласно существующему у нас принципу, если нарушение заповеди “Не делай” возможно исправить, выполнив заповедь “Делай”, нарушитель, совершивший такое исправление, не карается бичеванием. Однако нарушитель, не воспользовавшийся возможностью исправить свой проступок, подвергается бичеванию.
Например, тот, кто нарушил запрет о крае поля и сжал весь урожай, не карается бичеванием, поскольку он может отдать бедным уже сжатые колосья. А если он уже перемолотил пшеницу, смолол зерно и замесил тесто, он может отдать бедным соответствующее количество своего теста. Но если получилось так, что снятый урожай пшеницы совершенно испортился или сгорел, – тогда преступивший запрет карается бичеванием, поскольку он уже не может выполнить заповедь “Делай”, исправляющую его проступок; и уж тем более, если он сам лишил себя возможности исправления – например, проел весь свой урожай пшеницы до конца.
В трактате Макот (16а) приводится следующее изречение мудрецов: “Тот, кто взял птицу вместе с ее птенцами (преступив тем самым повеление Торы (Дварим 22:6-7): “Не бери мать вместе с детьми, отпустить должен ты мать”), должен отпустить птицу, а за нарушение запрета он не наказывается. И это общее правило: не наказывают за нарушение заповеди “Не делай”, если его можно исправить, выполнив соответствующую заповедь “Делай”. Сказал раби Йоханан: “Такое возможно только в этой заповеди и еще в другой”. И объясняется (там же 16б), что “еще другая” заповедь – это запрет “дожинать до края своего поля” (НД 210).
Но не подумай, что имеется в виду только сама заповедь о крае поля. Нет, здесь подразумеваются все заповеди, подобные запрету собирать урожай с края поля, к которым применим подобный закон. Ведь и нарушение запретов подбирать ягоды в винограднике, подбирать упавшие колоски, подбирать забытые снопы, собирать все гроздья с виноградной лозы – нарушение всех этих запретов возможно исправить, так же, как и нарушение заповеди о крае поля, – выполнив соответствующую заповедь “Делай”; и точно так же нарушитель может отказаться от исправления или даже создать ситуацию, при которой исправление станет невозможным (или же такая ситуация может сложиться независимо от него).
То, что нарушение заповеди “дожинать до края своего поля” может быть исправлено выполнением заповеди “Делай”, мы выводим из речения Ашема, да будет Он превознесен: “...Бедняку и геру оставляй это” (Ваикра 23:22). Но ведь это речение относится не только к запрету дожинать края поля, но и к запретам подбирать упавшие колоски, подбирать ягоды в винограднике, собирать все гроздья с виноградной лозы. Ашем сказал: “Не дожинай до края своего поля, и упавшее при твоей жатве не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и опавших ягод в винограднике не подбирай – бедняку и геру оставляй это”. И еще Он сказал относительно забытого в поле снопа: “не возвращайся, чтобы его взять, – для гера, сироты и вдовы пусть он будет”.
И поскольку мы находим в Талмуде указание на то, что нарушитель закона, сжавший свое поле до края, может исправить проступок, выполнив предписывающую заповедь “Бедняку и геру оставляй это”, мы можем сделать вывод: все эти пять запретов (НД 210-214) в равной степени обусловлены выполнением заповеди “Делай”. И до тех пор, пока остается возможность выполнить предписывающую заповедь, нарушитель этих запретов, как мы уже упоминали, не карается бичеванием. Но как только нарушитель лишается возможности выполнить предписывающую заповедь, он подлежит наказанию.
И все время, пока остается возможность выполнить предписывающую заповедь, он не наказывается, даже если практически не выполняет ее, – до того момента, когда выполнение заповеди становится абсолютно невозможным. Только тогда окончательно выясняется, что он бесповоротно преступил запрет Торы и подлежит наказанию. Пойми это.
215-я заповедь – запрещение засевать поле одновременно разными видами семян (килаим). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Поля своего не засевай двумя родами семян” (Ваикра 19:19). Этот запрет действует только в Земле Израиля, и нарушитель, согласно закону Торы, карается бичеванием.
Вне Земли Израиля засевать поле разными видами семян разрешено.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Килаим (гл.1-3 и 8).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.