Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Плоды, полученные в результате генной модификации, запрещены в пищу?

Темы: Килаим, Запреты, Тора и наука, Кашрут, Рав Яков Шуб, Растения

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, являются ли плоды, полученные в результате генной модификации (ГМО), запрещенными? Ведь общеизвестно, что генная инженерия шагнула далеко вперед и многие плоды, поступающие на рынок, были модифицированы на генном уровне. Влияет ли это на их кошерный статус?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Существует ряд особых законов, связанных с выращиванием растений в Эрец-Исраэль — из-за её особой святости. К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), запрет орла и запрет килаим, см. ниже.

Поэтому в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).

Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину заперта килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».

Как было сказано выше, Тора запрещает смешивание различных видов растений. В Мишне приводится целый список конкретных действий, на которые распространяется данный запрет.

Одно из таких запрещенных действий — прививать ветку растения одного вида к растению другого вида. На концептуальном уровне это подобно процессу смешения генов различных растений.

Тем не менее, Рав Исраэль Бельский, один из ведущих американских раввинов, который долгие годы выносил галахические решения для департамента кашрута OU, постановил, что генетически модифицированные фрукты и овощи являются кошерными. Он пояснил, что запрет килаим относится только к описанным конкретным действиям, которые запрещены Торой или мудрецами. На другие формы смешения видов, в том числе и модифицирование на уровне генов, данный запрет не распространяется. По той же причине, например, не запрещено сажать плодовое дерево одного вида рядом с деревом другого вида, даже если при этом без сомнения будет происходить перекрестное опыление.

Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Всевышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, как было сказано выше, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.

Кроме того, за исключением килэй а-керем (посадки разных видов злаков, бобовых и овощей в винограднике), даже если растения были выращены в результате действия, на которое распространяется запрет килаим, они все равно разрешены в пищу.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его