Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Хафец Хаим, Будущий мир, Притчи Хафец Хаима, Изучение Торы
Слушайте, родители милосердные, богатые и бедные!
Рассудите о путях ваших, размыслите о том зле великом, которое причиняете вы детям вашим, не давая им изучать и исполнять Тору Б-га, в которой — свет их жизни и вечный почет их!
И вспоминается одно происшествие, повергающее в трепет всякого, — истинное происшествие. Представьте, что у богатого человека был единственный сын, который заболел (не про нас будь сказано) и от своей болезни онемел. Пригласил его отец лучших и самых опытных врачей, но никакого средства от этого недуга не нашли они. Сын рос и развивался, как все остальные, но не мог произнести ни слова. Отец, видя беду единственного своего сына, плакал, затворившись у себя… Сколько денег потратил он на самых известных профессоров, но все напрасно! Если бы он только мог принять телесную муку или отдать любую сумму — с какой радостью согласился бы на это, лишь бы вернуть дорогому сыну речь!
Известно всякому искренне верующему еврею, что в небесной йешиве человек занимается Б-жественной Торой в соответствии с достигнутым им уровнем; в святой книге Зогар и других святых книгах упоминаются «йешива рабби Акивы», «йешива Ахайи а-Шилони» и другие. Это значит, что ту Тору, которую выучил человек в этом мире, постигнет он там несравненно лучше и станет размышлять о ней; будет он наслаждаться, новыми открытиями, которые будет делать без счета каждый день. Это само собой разумеется, ведь чем еще там заняться: лес валить или рыбу ловить? Там не едят и не пьют, и ничего человеку там не нужно. Тому же, кто в этом мире не изучал Тору, придется сидеть в полном молчании, не раскрывая рта: о чем он сможет говорить? Он будет там по-настоящему немым, причем не один только день и даже не несколько лет — бесчисленные годы! Кто же виноват в том, что такое с ним случилось, если не отец его, по глупости своей лишивший его Б-жественной Торы — его бесконечного удела, основы его вечного почета и величия.
Даст Б-г, задумаются родители о том, что происходит на их глазах, и заслужат для себя и сыновей своих счастья Торы, и все мы в заслугу этого удостоимся Избавления, как сказано в Писании: «Даже если они среди народов, теперь соберу их», — вскорости, в наши дни, амен.
Торат гa-Баит, статья Эльбона шель Тора
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.