Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Цель творения, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Еще одно чудо связано с величием Торы. Насколько возвышенна она и как велика награда за ее исполнение. Ведь всем известно, что во всех деяниях человека можно обнаружить средства и цель, и при достижении цели должно быть получено непременно больше, чем было затрачено средств.
Например, человек содержит лавку, и прибыль с нее дает ему пропитание. Содержание лавки требует расходов — рубль в неделю, это мы назовем «средствами». Прибыль, которую он надеется получить с лавки — назовем ее «целью», — должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, которую он рассчитывает получить, то есть «цель», должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, — эти сто миллионов будут лишь «средствами», а значит, достигнутая с их помощью «цель» должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.
Таким образом, можно сделать вывод: чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.
Но самое великое действие — это то, которое совершает Святой, благословен Он, лично, то есть творение небес и земли со всем, что в них есть. И мы знаем от Самого Б-ra, возвышенного и вознесенного, что это действие было средством, нужным для некоей цели; ясно также, что, не будь этой цели, и средства тоже не было бы. Всякий, кто задумается об этом, поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание совершенно точно говорит, что цель создания мира — это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмийягу: «Так сказал Б-г: “Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью (то есть Тору, о которой сказано: “И произноси слова ее днем и ночью”. — Прим. пер.), законов небес и земли не устанавил бы Я”.»
Это стих — ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей заслуги изучения нашей святой Торы, подумав: «Какая в том польза?» Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание криком кричит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, — лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом — вопль Писания: «Какой грех нашли во Мне отцы ваши?! (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня» — именно «от Меня».
Маханэ Исраэль, 11, в примечаниях
Зехор ле-Миръям, 19
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.