Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет "растерзанного", крови, нутряного жира.

181-я заповедь – запрещение употреблять в пищу мясо трефа (растерзанного животного). И об этом речение Ашема: “И мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте” (Шмот 22:30).

Разъясняя в Мехильте (Мишпатим) простой смысл этого стиха, мудрецы отмечают, что написано “растерзанного в поле” потому, что, как правило, именно в подобных местах травоядные животные становятся жертвой хищников.

Вместе с тем, мудрецы указывают (Хулин 68а), что этот стих имеет дополнительный смысл. Ведь его можно прочесть и так: “мясо”, оказавшееся “в поле” (вне города), приобретает статус трефа и запрещено в пищу. Иными словами, если мясо жертв вынесено с того места, где, согласно законам Торы, его разрешено есть, оно, с точки зрения закона, становится подобным мясу “растерзанного животного”. Например, если выносят мясо “высших святынь” за стены Храма или мясо “легких святынь” за стены Иерусалима, или мясо пасхального ягненка с места, где собралась хабура, чтобы вкушать его (НД 123), – во всех этих случаях мясо приобретает статус трефа. И тот, кто съест от такого мяса кусок размером с кезайт, карается бичеванием. И так же, если было забито рожающее животное и плод уже высунул наружу одну из конечностей, эта конечность приобретает статус трефа и запрещена в пищу, даже если плод втянул ее обратно перед шхитой (поскольку эта часть плода уже побывала “в поле”, т.е. вне организма матери. См. Хулин 68а).  И так же мясо, взятое от живого животного (НД 182), имеет статус трефа, и съевший такое мясо карается бичеванием.

В трактате Хулин (102б) пояснено: “И мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте” – это запрет употреблять в пищу мясо от живого и от растерзанного животного”.

 

 

 

Этот запрет – вместе с предыдущим (НД 180) – повторен в Торе по отношению к коэнам. И об этом речение Ашема о коэне: “Ни мертвечины, ни растерзанного не должен он есть” (Ваикра 22:8).

Эти запреты повторены по отношению к коэнам потому, что Тора повелела им вкушать мясо птиц, принесенных в грехоочистительную жертву и забитых способом, который называется мелика (когда коэн ногтем отделяет голову птицы. См. Ваикра 5:8). Однако по отношению к птицам, предназначенным не для жертвы, а просто в пищу, такой способ забоя, вне сомнения, не является кашерной шхитой (см. Зевахим 44б), а птица, которой была свернута голова, приобретает статус невелы (падали). Но мы бы могли подумать, что поскольку Тора разрешила коэнам вкушать мясо жертвенных птиц, умерщвленных способом мелика, то им также разрешено вкушать и мясо птиц, умерщвленных способом мелика просто в пищу, а, возможно, и птиц, умерщвленных любым некашерным способом.

Поэтому Тора разъясняет, что и на коэнов распространяется обращенный ко всему народу Израиля запрет есть мясо умерших или растерзанных животных. Кроме этого, наши мудрецы выводят из указанного речения, обращенного к коэнам, еще один закон (Хулин 100б), но мы не упомянем его, поскольку он не имеет отношения к обсуждаемой нами теме.

И еще: даже если животное было забито совершенно кашерным образом, но затем, при разделке туши, были обнаружены определенные, известные из устной традиции, признаки, переводящие мясо в статус трефы, – такое мясо так же запрещено в пищу. И тот, кто ел такое мясо, карается, согласно установлению мудрецов, бичеванием.

А какие именно признаки переводят мясо в статус трефы, разъяснено в третьей главе трактата Хулин (42–58б). И в этой же главе (59-67б), а также в последней главе трактата Макот (13а,16б) и в первой главе трактата Бехорот (6б-8а), разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди, а также девяти, предшествующих ей (НД 172-180).

 

182-я заповедь – запрещение употреблять в пищу какой-либо орган тела, отсеченный целиком от живого животного. И тот, кто съел от такого отсеченного органа кусок, в котором, кроме костей или жил было хотя бы немного мяса, карается бичеванием – однако только в том случае, если съеденный кусок был размером не менее, чем с кезайт (30 мл.).

Этот запрет содержится в речении Ашема: “Не ешь души вместе с плотью” (Дварим 12:23). И объяснено в Сифри (Реэ): “Не ешь души вместе с плотью” – это запрет есть органы, отсеченные от живого”. И так же разъяснено в трактате Хулин (102б), и там сказано: “Съевший орган, целиком отсеченный от живого животного, и мясо, отсеченное от живого животного, карается бичеванием дважды” Дважды – поскольку он преступил две самостоятельные заповеди “Не делай”. Первая из них: “Не ешь души вместе с плотью” – запрет есть орган, целиком отсеченный от живого животного, а вторая заповедь: “И мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте” (Шмот 22:30), включающая в себя запрет есть мясо от живого животного, как мы разъясняли (НД 181).

В несколько иных выражениях запрет употреблять в пищу орган, отсеченный от живого животного, повторен в речении Ашема, да будет Он превознесен, обращенном к Ноаху и его сынам: “Все живое, что двигается, будет вам в пищу; словно зелень травяную даю вам все. Только плоти при жизни ее... не ешьте” (Берешит 9:3-4). 

 

 

 

183-я заповедь – запрещение употреблять в пищу гид анаше (седалищный нерв). И об этом речение Ашема: “...Не едят сыны Израиля седалищный нерв до сего дня” (Берешит 32:33).

И тот, кто съел этот нерв целиком – даже если весь он был размером меньше, чем кезайт (30 мл.), и тот, кто съел от седалищного нерва большей величины кусок размером не менее, чем с кезайт, караются бичеванием (Хулин 96а).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Хулин.

 

 

 

184-я заповедь – запрещение употреблять в пищу кровь. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И никакой крови не ешьте... ни от птиц, ни от скота” (Ваикра 7:26). Этот запрет повторен в Торе несколько раз, и разъяснено, что умышленно преступивший его карается “отсечением души”. Ашем сказал: “Душа всякого, кто ест ее (кровь), отсечется” (там же 17:14). А тот, кто неумышленно нарушил запрет, приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Критот (19б-22а).

 

 

 

185-я заповедь – запрещение употреблять в пищу хелев (нутряной жир) скота. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Никакого тука (нутряного жира) – ни бычьего, ни овечьего, ни козьего – не ешьте” (Ваикра 7:23). Этот запрет так же повторен в Торе несколько раз, и указано, что умышленно нарушивший его карается “отсечением души” (там же 7:25). А тот, кто неумышленно нарушил запрет, приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Хулин (89б-93б,96б-98а,103а).

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.