Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты употребления в пищу насекомых и падали.

 

 

 

176-я заповедь – запрещение есть ползающих насекомых, например, червей, нелетающих жучков и подобные виды, называемые шерец аарец (земляные насекомые). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И всякое насекомое, копошащееся в земле, – мерзость, не следует есть его” (Ваикра 11:41).

И тот, кто ел даже мельчайшую часть от такого насекомого, карается бичеванием.

 

 

 

178-я заповедь – запрещение есть насекомых, которые рождаются внутри семян или внутри плодов, а затем, развившись, выбираются на поверхность семени или плода. И если уже развившееся насекомое было обнаружено внутри семени или плода, есть его так же запрещено; и тот, кто ел от него, карается бичеванием.

И об этом речение Ашема: “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте – мерзость они” (там же 11:42). И объясняется в Сифре (Шмини): “В этом речении Тора запрещает есть насекомых, которые, зародившись и развившись в семени или плоде, выползли из него “на землю”, а потом возвратились внутрь семени или плода”.

 

 

 

179-я заповедь – запрещение есть любых пресмыкающихся и насекомых: летающих, плавающих или ползающих. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” (там же 11:43).

Это самостоятельная заповедь “Не делай”, и нарушивший ее карается бичеванием.

И есть полагающие, что, поскольку этот широкий запрет включает в себя другие запреты, то съевший “земляное насекомое” (НД 176), карается бичеванием дважды: (39 ударов) за нарушение запрета “И всякое насекомое, копошащееся в земле... не следует есть его” (там же 11:41) и (39 ударов) за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

И тот, кто ел летающее насекомое, наказывается дважды: за нарушение запрета “И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть” (Дварим 14:19) и за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

А тот, кто съел одно насекомое, которое и летает, и ползает по земле, – поскольку оно одновременно “земляное” насекомое и летающее – наказывается за него четырежды, а если это насекомое еще и плавает – то съевший его получает 6 раз по 39 ударов: пятый раз за нарушение запрета о нечистых водоплавающих (НД 173): “Все же, у которых нет плавников и чешуи...  мяса их не ешьте” (Ваикра 11:10-11), а шестой – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, так как этот запрет включает в себя также водяных насекомых, пресмыкающихся и моллюсков. Ведь нет другого, особого, речения, запрещающего в пищу водяных насекомых и пресмыкающихся, кроме этого – “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

Руководствуясь подобной точкой зрения, часто пытаются объяснить изречение мудрецов, приведенное в трактате Макот (16б): “Тот, кто съел потиту (вид водяного насекомого), наказывается бичеванием четырежды, муравья – пять раз, осу – шесть”.

Но это совершенно неверный подход, противоречащий истинным принципам, разъясненным в Талмуде. Ведь, если ты вдумаешься в приведенные выше рассуждения, ты обнаружишь, что, следуя изложенному мнению, за нарушение одной заповеди – “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” – наказывали бы трижды. А мы уже указывали, что так не должно быть – ни при каких обстоятельствах не карают бичеванием дважды за нарушение одной заповеди, как разъяснено в трактате Хулин (102б). И мы уже неоднократно упоминали об этом правиле (“9-ый принцип”, НД  26,60,94,98,143,161,170), и еще будем возвращаться к нему (НД  195,318-319).

 

 

 

Верный подход, который не оставит места для сомнений и путаницы, заключается в следующем.

Тот, кто съел насекомое, которое является и летающим, и ползающим, и плавающим, карается бичеванием не более трех раз (3 раза по 39 ударов): раз – за нарушение запрета о летающих насекомых (НД 175), второй – за нарушение запрета о “земляных насекомых” (НД 176), и третий – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, поскольку водяные насекомые тоже включаются в определение “никаких... насекомых” и, следовательно, подпадают под этот запрет.

А тот, кто съел “земляное насекомое”, карается бичеванием только один раз (получает 39 ударов) – за нарушение запрета употреблять в пищу “земляных насекомых”. И тот, кто съел обычное летающее насекомое, карается бичеванием лишь один раз – только за нарушение запрета о летающих насекомых. И точно так же, тот, кто съел водяное насекомое, карается однократно – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”.

И хотя под этот запрет подпадают “земляные насекомые” тоже, тем не менее съевшего “земляное насекомое” не наказывают дважды за одно преступление. И даже если бы в Торе содержалась тысяча ясно выраженных запретов, повелевающих не употреблять “земляных насекомых” в пищу, преступивший все их подлежал бы только одному наказанию, поскольку все эти речения были бы только разными выражениями одной заповеди. И даже если бы в Торе было сказано: “Не ешьте земляных насекомых” – тысячу раз в различных местах, тем не менее, нарушитель подлежал бы только однократному бичеванию.

И видел ли ты, чтобы сторонники приведенных выше путанных взглядов взялись утверждать, что тот, кто облачается в одежду с шаатнезом (НД 42), карается бичеванием дважды, поскольку запрет облачаться в такие одежды повторен в Торе дважды (Ваикра 19:19, Дварим 22:11)? Я никогда не слышал, что бы они придерживались подобного взгляда, да и если бы кто-нибудь другой взялся утверждать подобное, его точка зрения показались бы им нелепой.

Почему же им не кажется нелепым утверждение, что того, кто съел “земляное насекомое” или летающее насекомое, наказывают дважды за одно преступление: и за нарушение соответствующего запрета, и за нарушение “более широкого” запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”?!

Все это совершенно ясно и доступно даже неразумным младенцам.

 

 

А теперь я возвращаюсь к уже затронутой нами теме, чтобы завершить анализ рассматриваемой проблемы.  

 

Комментируя предыдущую заповедь, мы уже разъясняли, что, если насекомое развивается внутри какого-либо семени или плода, а затем выползет наружу, то, съевший его, карается бичеванием за нарушение особого запрета Торы: “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте” (Ваикра 11:42) – и даже в том случае, если насекомое еще не прикасалось к поверхности земли (НД 178).

Но если это насекомое уже переселилось на землю, съевший его карается бичеванием дважды: первый раз – за нарушения запрета “Всяких насекомых, ползающих по земле, не ешьте” (НД 178) и второй раз – за нарушение запрета по поводу “земляных насекомых” (НД 176): “И всякое насекомое, копошащееся в земле, – мерзость, не следует есть его” (Ваикра 11:41).

Но если случится, что это насекомое еще и размножается неполовым путем, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием три раза: два раза за уже упомянутые нарушения, а третий раз – за нарушение запрета есть насекомых, размножающихся неполовым путем (НД 177): “И не оскверняйте душ ваших никакими насекомыми, кишащими на земле” (там же 11:44).

А если к тому же это насекомое способно летать, то тот, кто съел его, наказывается бичеванием и в четвертый раз – за нарушение запрета относительно летающих насекомых (НД 175): “И всякие летающие насекомые нечисты для вас, не следует их есть” (Дварим 14:19).

А если то же насекомое способно не только летать, но и плавать, как мы наблюдаем у многих видов, то тогда съевший его карается бичеванием в пятый раз – за нарушение запрета “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...”, включающего в себя и запрет относительно водяных насекомых.

А если окажется, что это насекомое обладает вдобавок ко всему еще и свойствами птицы, тогда съевший его будет наказан бичеванием в шестой раз – за нарушение запрета есть мясо нечистых птиц (НД 174): “А этих птиц должны вы гнушаться, нельзя их употреблять в пищу...” (Ваикра 11:13). 

И пусть тебя не поражает, что птица может зародиться в плесени плода, поскольку мы постоянно наблюдаем вид птиц, зарождающихся неполовым путем в плесени и вырастающих до размера, превышающего величину небольшого ореха.

И так же потита, о которой упоминается в трактате Макот (16б), обладает одновременно свойствами птицы, летающего насекомого, “земляного насекомого” и водяного насекомого, и именно поэтому тот, кто съел ее, карается бичеванием четыре раза.

Пойми изложенные принципы и не забывай их, потому что это – “слово, сказанное разумно” (Мишлей 25:11). Применяя эти принципы ты сможешь определить: съевший такое-то животное наказывается столько-то раз, а такое – столько-то.

И еще из сказанного выше понятно, что в тех случаях, когда нарушители законов Торы съедают запрещенное насекомое или пресмыкающееся целиком, мудрецы не установили минимальный размер, но нарушитель подвергается наказанию, даже если им был съеден целиком организм размером меньше, чем кезайт (30 мл. ). Так, съевший мельчайшую мошку карается бичеванием трижды – за нарушение запретов о “насекомых, кишащих на земле” (НД 177), о “насекомых, копошащихся в земле (НД 176) и о “летающих насекомых” (НД 175).

И еще сказали мудрецы (Макот 16б): “Тот, кто, ощущая потребность, не идет по большой или малой нужде, преступает запрет “Не оскверняйте душ ваших...”. И еще: “тот, кто пьет воду из сосуда для кровопускания преступает запрет “Не оскверняйте душ ваших...”. И также тот, кто ест грязную пищу или пьет напитки, которые у большинства людей вызывают отвращение, тоже преступает этот запрет, но не подлежит бичеванию, поскольку, согласно простому смыслу стиха, это речение запрещает употреблять в пищу именно насекомых, пресмыкающихся и моллюсков. Однако мудрецы установили наказание бичеванием и для того, кто ест любую пищу, вызывающую у большинства людей отвращение.   

Итак, из всего сказанного ясно, что из стиха “Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...” мы учим только запрет есть водяных насекомых и пресмыкающихся, поскольку относительно них иного, специального, запрета в Торе нет. Пойми это.

 

 

 

Сто восьмидесятая заповедь – запрещение употреблять в пищу мясо “падали” (т.е. животного, которое было забито некашерным способом или умерло своей смертью). И об этом речение Ашема: “Не ешьте никакой падали” (Дварим 14:21). И тот, кто съедает кусок “падали” размером с кезайт, карается бичеванием.

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»