Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Мясное и молочное, Кашрут, Рамбам, Хлеб
186-я заповедь – запрещение варить мясо в молоке. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Не вари козленка в молоке его матери” (Шмот 23:19).
И тот, кто варит мясо в молоке, карается бичеванием, даже если он не ел своего варева, как разъяснено в нескольких местах Талмуда (Макот 21б, Хулин 114а).
187-я заповедь – запрещение есть мясо, сваренное в молоке. В Торе сказано еще раз: “Не вари козленка в молоке его матери” (Шмот 34:26) – чтобы запретить употребление этой смеси в пищу.
Сказано в трактате Хулин (114а): “Тот, кто сварил мясо в молоке и съел, карается бичеванием дважды – за варку и за еду”. А в трактате Макот (21б-22а) говорится: “Тот, кто в праздник (йом тов) сварил седалищный нерв в молоке и съел, карается бичеванием пятикратно: раз – за то, что съел седалищный нерв, второй раз – за то, что варил в йом тов еду, которую не разрешено есть (а в йом тов допустимо варить только то, что пригодно в пищу), третий раз – за то, что варил мясное в молоке (ведь жилы животных тоже наполняют варево вкусом мяса), четвертый раз – за то, что ел мясное, сваренное в молочном, пятый раз – за то, что разводил огонь в йом тов... используя при этом поленья, посвященные Храму”. А такие поленья, подобно любой святыне, запрещены для уничтожения, согласно Его речению (Дварим 3:4): “Их культовые деревья сожгите в огне... не делайте подобного Ашему, вашему Б-гу” (НД 65).
Поясняют мудрецы в трактате Хулин (там же): “Почему Милосердный, запрещая нам есть мясо, сваренное в молоке, говорит: “Не вари...” ? Чтобы научить нас, что за нарушение запрета об еде карают бичеванием так же, как за нарушение запрета о варке”.
А во второй главе трактата Песахим (25б) сказано по поводу запрета есть мясо, сваренное в молоке: “Милосердный не сказал прямо: “Не ешь...”, чтобы научить нас, что за нарушение этого запрета тоже наказывают бичеванием, и даже в том случае, если мясо, сваренное в молоке, было съедено способом, не доставляющим удовольствие (см. далее)”. Помни об этом.
Здесь следует обратить внимание на важный принцип, о котором мы еще не упоминали.
Речение “Не вари козленка в молоке его матери” повторено в Торе трижды (Шмот 23:19, 34:26, Дварим 14:21). И мудрецы указали, что в каждом из этих речений содержится отдельный запрет. Сказано (Мехильта, Мишпатим): “Одно из этих речений запрещает варить мясо в молоке, другое – употреблять это варево в пищу, а третье – извлекать из сваренного любую иную выгоду”.
И кто-то из оппонентов может возразить мне, сказав: “Почему, выделив запрет варить и запрет есть в качестве двух самостоятельных заповедей, ты не учитываешь запрет извлекать выгоду в качестве еще одной заповеди?”.
Оппоненту необходимо понять: запрет извлекать выгоду не учитывается в качестве самостоятельной заповеди, потому что он составляет единую заповедь вместе с запретом употреблять в пищу, ведь еда – это один из путей извлечения выгоды. И если в каком-либо речении Ашема, да будет Он превознесен, сказано, что тот или иной вид пищи запрещено есть, слово “есть” используется только как пример извлечения выгоды; и имеется в виду, что запрещено извлекать выгоду или прибыль от этой пищи – как съедая ее, так и любым иным способом.
И так пояснили мудрецы (Песахим 21б): “В каждом месте Торы, где сказано: “Не ешь...”, “Не ешьте...” – имеется в виду, что запрещено есть и запрещено извлекать выгоду любым иным способом, кроме тех случаев, когда в стихе Торы ясно утверждается обратное. Например, в Писании прямо указано, что из невелы (падали) разрешено извлекать прибыль: “Не ешьте никакой падали – пришельцу... отдай ее... или продай чужеземцу” (Дварим 14:21).
И в соответствии с указанным принципом, ясно, что не следует считать запрет есть и запрет извлекать выгоду в качестве двух самостоятельных заповедей. А если бы мы поступили так в отношении мяса, сваренного в молоке, то тогда были бы обязаны учитывать две самостоятельных заповеди – запрет есть и запрет извлекать выгоду – и в отношении квасного в Песах, и в отношении плодов, находящихся в статусе орлы (НД 192), и в отношении зерен злаков, засеянных в винограднике, и винограда, созревшего в таком винограднике (килей акерем. НД 193,216).
И как в этих случаях мы – в полном соответствии с указанным выше принципом – учитываем в качестве самостоятельной заповеди только запрет есть, подразумевающий также и запрет извлекать выгоду, так и в отношении мяса, сваренного в молоке: мы учитываем только запрет есть, подразумевающий также и запрет извлекать выгоду.
Здесь осталось обсудить только один вопрос.
Могут сказать: ведь Тора повторяет в третий раз запрет “варить козленка в молоке его матери” именно для того, чтобы запретить извлекать выгоду и прибыль из этого варева, как было разъяснено, – но зачем нужно это третье повторение, если, согласно объяснению наших мудрецов, да пребудет на них мир, запрет извлекать выгоду выводится из самого запрета употреблять в пищу?
Ответ таков: в данном случае действительно необходим третий стих, запрещающий извлекать выгоду, – поскольку относительно мяса, сваренного в молоке, в Торе не сказано: “Не ешь...”. Только из такого, ясно выраженного запрета, мы бы действительно могли бы выучить и запрет извлекать выгоду. Поэтому-то здесь необходимо третье повторение.
И мы уже упоминали причину, по которой Милосердный не сказал относительно мяса, сваренного в молоке: “Не ешь...”. Ведь всегда, когда в Торе приводится запрет есть, нарушитель этого запрета подвергается наказанию только в том случае, если запрещенная пища была съедена способом, доставляющим удовольствие. Однако, если он вложил кусок запрещенной пищи в горло и немедленно проглотил или съел пищу горячей до такой степени, что она обжигала горло, и, лишь превозмогая боль, он сумел ее проглотить, – во всех подобных случаях нарушитель не подлежит наказанию, – за исключением того, кто ел мясо сваренное в молоке. Нарушитель этого запрета подлежит наказанию, даже если съел запретное варево способом, не доставляющим удовольствие, как мы упоминали. И вторым подобным исключением являются зерна злаков, засеянных в винограднике, и виноград, созревший в этом винограднике (килей акерем), как мы разъясним в дальнейшем (НД 193). Пойми все эти принципы и помни о них.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Хулин (103б-108б,113-117б).
188-я заповедь – запрещение есть мясо быка, приговоренного к побиению камнями, даже если этого быка успели зарезать кашерным способом до того, как приговор был приведен в исполнение. Ведь его мясо становится запрещенным в пищу с момента вынесения приговора, а не с момента приведения его в исполнение.
И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если забодает бык мужчину или женщину, и они умрут, то бык пусть побит будет камнями, а мясо его нельзя есть” (Шмот 21:28).
А в Мехильте (Мишпатим) разъяснено: “Если бык был приговорен к побиению камнями, а хозяева зарезали его до исполнения приговора, – его мясо запрещено в пищу”. Поэтому-то в Торе и сказано, что “мясо его нельзя есть” (ведь и без специального запрета понятно, что нельзя есть мясо животного, не зарезанного кашерным способом).
И тот, кто ел кусок мяса размером не менее чем кезайт, от быка, приговоренного к смертной казни, – карается бичеванием.
189-я заповедь – запрещение есть хлеб нового урожая до завершения 16-го дня месяца нисана (второго дня праздника Песах, когда в хлебную жертву приносился омер от нового урожая). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, когда принесете эту жертву вашему Б-гу” (Ваикра 23:14).
И тот, кто съел до указанного срока кусок хлеба нового урожая размером с кезайт, карается бичеванием.
Сто девяностая заповедь – запрещение есть сушеные зерна нового урожая до завершения 16-го дня месяца нисана. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, когда принесете эту жертву вашему Б-гу” (там же).
И тот, кто до указанного срока съел кезайт сушенных зерен нового урожая, карается бичеванием.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего