Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Благословение коэнов, Насо, Благословение, Тума, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Этот отрывок следует непосредственно за рассказом о том, в каком порядке располагались лагеря колен Израиля и семей колена Леви, поскольку о больном язвами, одном из нечистых, в книге Ваикра сказано: «Отдельно будет жить; вне лагеря жилище его». Пока колена Израиля и левиты не разделились и не образовали упорядоченного лагеря, не было необходимости отсылать нечистых в пустыню. Эта необходимость связана именно с появлением еврейского лагеря: «…И не осквернят их лагерь». Поэтому только сейчас, когда каждая семья и каждое колено оказалось на своем особом месте, «коэны при своем служении, левиты в свои жилищах и обычные евреи на своем посту», Б-г повелел исполнить ту заповедь, которая уже давно была дана и разъяснена. Теперь стало необходимо, чтобы прокаженные и осквернившиеся прикосновением к мертвому телу «отдельно жили, и вне лагеря жилище их», чтобы каждый получил то, что отмерено ему Б-гом.
Но следует знать, что изгнаны были не все одинаково. Мудрецы в трактате Псахим разъясняют, что больные язвами высылались за пределы всех трех лагерей: лагеря Шехины, лагеря левитов и лагеря простых евреев. Больные истечением имели право находиться в лагере простых евреев, но лагерь левитов и лагерь Шехины, то есть, двор Мишкана, были для них запретными. А нечистый из-за контакта с мертвым человеческим телом мог находиться и в лагере простых евреев, и в лагере левитов; ему был закрыт только вход в лагерь Шехины. Поэтому наш стих говорит: «…и будут изгнаны из лагеря…» — а не: «из лагерей», — ведь Тора определила разным видам нечистых разные изгнания.
Все остальные категории нечистых, как мужчины, так и женщины, лишены только доступа во двор Мишкана, в силу сказанного: «…И в святое место не войдут».
Мудрецы находят указание на это разделение лагеря на три различные части в троекратном повторении этой заповеди. «И будут изгнаны из лагеря» — это указание на один лагерь. «Вовне лагеря будут они изгнаны» — это второй лагерь. А когда стих говорит в третий раз: «…И не осквернят их лагеря», — Писание подразумевает еще один, третий лагерь. Поэтому мудрецы сделали вывод, что следует различать три различных лагеря — каждый со своим уровнем святости. От входа в Иерусалим до подножия Храмовой горы — лагерь простых евреев. От входа на Храмовую гору и до ворот Храмового двора — лагерь левитов. А за Храмовыми воротами начинается лагерь Шехины.
Мудрецы доказывают, что нечистый, осквернившийся прикосновением к мертвому, имел право заходить в лагерь левитов. Они основываются на стихе «И взял Моше кости Йосефа с собой», что означает, что мертвое тело Йосефа находилось вместе с Моше в лагере левитов.
Объясняя причину изгнания нечистых, стих говорит: «…И не осквернят их лагеря». Это означает, что в лагере не должно оказаться ничего грязного и отвратительного, способного повредить святости чистой души: «…И будет твой лагерь святым». А причину этого стремления к святости еврейского лагеря объясняет продолжение этого же стиха: «…И не осквернят их лагеря, в котором Я пребываю среди них». Б-г пребывает в еврейском лагере в том смысле, который указан в стихе «Ибо Б-г, Г-сподь твой, проходит внутри твоего лагеря», — здесь говорится о Ковчеге и постоянно связанной с ним Шехине. Б-жественное Присутствие пребывает «внутри» еврейского лагеря так же, как сердце находится внутри живого тела. А чем ближе к сердцу, тем большую опасность представляет загрязнение.
Мидраш трактует весь этот отрывок по-другому. Согласно его подходу, Тора говорит здесь об изгнаниях, ожидающих сыновей Израиля. «Прикажи сыновьям Израиля» — из-за того, что они нарушали заповеди, они будут наказаны изгнанием, высылкой, как в стихе «Отошли их от лица Моего, и пусть уходят». «И будут изгнаны из лагеря» — речь идет о Земле Израиля, в которой пребывает Шехина; «всякий больной язвами и всякий больной истечением и всякий нечистый из-за мертвого» — здесь стих намекает, что изгнание будет наказанием за три преступления. «Язвы» — это идолопоклонство, поскольку предметы идолопоклонства так же нечисты, как и больной язвами. «Истечение» — это разврат, когда человек оскверняется через истечение семени. «И всякий нечистый из-за мертвого» — это убийство.
И Тора рассказывает, что «так и сделали сыновья Израиля», то есть, прежде, чем лагеря выступили в поход, они были очищены от всех оскверненных.
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля. Отныне всякий раз, когда коэны видят собрание народа Израиля, они должны благословлять его, чтобы защитить их от вреда, причиняемого «дурным глазом». Ведь, когда царь Балак нанял Билама проклясть общину Израиля, он хотел как раз этого: Билам должен был сглазить еврейский народ, в чем был большим умельцем. Именно поэтому Балак привел Билама на такое место, откуда тот смог увидеть «весь народ Израиля, стоящий лагерем по своим коленам», как еще будет разъясняться.
Таким образом, заповедь благословения коэнов, полученная Аароном и его сыновьями, была необходима еврейскому народу, стоящему лагерем в строгом порядке, каждый в своем колене и на своем посту.
Возможно, именно поэтому благословение состоит из трех отдельных стихов, в каждом из которых упоминается тайное Имя Б-га. Первый стих — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — говорит о том, что Б-г благословенный охранит колена и «знамена» сынов Израиля, что «хранящий души праведников Его» будет беречь их. Второй стих — «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» — обращается к левитам. Поскольку они разъясняют Израилю Тору и обучают ей: «Сообщат законы Твои Яакову и Тору Твою Израилю», — обращенное к ним благословение говорит об обретенном ими Б-жественном свете, то есть, о знании и мудрости, полученных в подарок от Б-га, «дарующего человеку знание». А коэнам, находящимся в лагере Шехины, посвящен третий стих — «Да обратит Б-г Свое лицо к тебе и дарует тебе мир!» Поскольку они постоянно обращают к Б-гу молитвы о благополучии Израиля, благословение их состоит в том, что молитва коэнов неизменно будет приниматься благожелательно. В этом смысле выражение «обратит лицо» употреблено, например, в стихе «Разве обратит он лицо к вам?» — в смысле: «Разве примет он ваши слова?» А вторая часть стиха — «И дарует тебе мир» — обещает, что среди коэнов никогда не будет споров.
Я уже писал, объясняя стих «И было, когда состарился Ицхак», что само понятие «благословения» имеет множественный смысл. Во-первых, благословение может быть направлено от Б-га к Его творениям, и тогда оно состоит в даровании блага. Когда Тора говорит, что «Б-г благословил Авраама всем», речь идет как раз о таком благословении, о котором сказано: «Б-жье благословение делает богатым». Во-вторых, благословение может быть направлено к Б-гу от Его творений, и тогда суть его — прославление и восхваление. Именно так следует понимать это слово в стихах: «И благословил Давид Б-га», «Буду я благословлять Б-га во всякое время, всегда прославление Его в моих устах» и в других подобных случаях. И, в-третьих, благословение может быть направлено от одних людей к другим. Смысл его — не дарование блага и не прославление, а молитва за благословляемого и просьба о том, чтобы Б-г явил ему милосердие и благословил его. Поэтому наш стих говорит: «Обратись к Аарону и его сыновьям, говоря: “Так благословляйте сыновей Израиля, говоря им…”.» Стих здесь хочет, чтобы Аарон и его сыновья не подумали, что они действительно спускают с Небес настоящее благословение для евреев. Поэтому он совершенно ясно объясняет, что от коэнов требуется только молиться о ниспослании благословения, но не передавать его самим. Стих использует выражение «…говоря им», которое означает, что коэны всего лишь произнесут что-то, помолятся о чем-то, и не более.
Тема первого благословения — «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя!» — благо для тела. Это просьба о том, чтобы Б-г даровал евреям блага этого мира: «сыновей, жизнь и пропитание», — и затем позаботился бы о том, чтобы эти блага не уменьшились. Ведь всегда, когда человек получает что-то сверх положенного, подарок необходимо беречь, иначе он пропадет. Кроме того, колена Израиля именно в этот момент нуждались в материальном благословении и защите, поскольку готовились к войне с семью народами, населявшими Землю Израиля!
Поскольку этот стих говорит лишь о материальных телесных благах, он содержит, кроме Имени Б-га, всего два слова: «благословит тебя» и «охранит тебя». И эти два обещания — благословения и охраны — расположены именно в этом порядке не случайно. Ведь слова «благословит тебя» означают богатство и вообще дополнительные материальные блага, а поскольку часто бывает, что «богатство хранится для его хозяев к злу», Б-г добавляет, что в данном случае это будет не так и получатель благословения будет защищен от всякого зла.
Второй стих обещает евреям благословения, относящиеся к духовности, то есть, знания и мудрость. Выражение «Да озарит Г-сподь тебя светом Своего лица и облагодетельствует тебя!» означает, что души сыновей Израиля будут озарены светом разума, как в стихе «…В свете Твоем узрим свет». И слово «облагодетельствует» в этом стихе следует понимать не как прощение, а как милость, проявленную через подарок. Другими словами, обретенная евреями мудрость будет благодеянием, которым Б-г одаривает Своих рабов, как в стихе «Б-г облагодетельствует нас (то есть: одарит нас) и благословит нас, озарит нас лицом Своим навсегда». И таким же образом следует разъяснить стих «И помилую того, кого захочу помиловать», то есть: «Я одарю того, кого Я захочу одарить». Между прочим, поскольку к душе, которую Б-г одаривает мудростью и знанием, относится именно это выражение — «подарок, данный из милости», мудрецы постановили, что в молитве мы должны говорить: «Ты даруешь человеку знание».
Так как этот второй стих говорит о благах, которые получает душа, он содержит, кроме Имени Б-га, уже четыре слова: «озарит светом» (на Святом языке это — одно слово), «Своим лицом» (тоже одно слово), «тебя», «и помилует тебя» (это тоже одно слово). Кроме того, эти слова прямо связаны с текстом предыдущего благословения. Там сказано, что Б-г будет охранять тебя, а ведь настоящая охрана состоит в неотрывном внимании к охраняемому. Это и содержится в словах «Озарит тебя Г-сподь светом Своего лица!» — другими словами: «Царь Живой никогда не отвратит от тебя Своего лица».
Третий стих содержит, кроме Имени Б-га, еще шесть слов: «обратит», «Свое лицо», «к тебе», «и дарует», «тебе», «мир». Этот стих объединяет в себе оба значения слова «мир»: материальное и духовное, — а поэтому и слов в нем столько же, сколько в двух первых стихах вместе. Стих говорит о том, что Б-г станет заботиться о человеке в обоих его проявлениях — телесном и душевном, ведя его к достижению главной жизненной цели. Это и есть «обращение лица», противоположное «сокрытию лица». Ведь постоянное участие Б-га в жизни человека — это высшее благо, которого могут достичь в этом мире и тело, и душа. Говоря о награде за исполнение заповедей, Б-г обещает: «И обращусь Я к вам», — а говоря о наказании: «И отведу Я глаза от вас».
Обещание «…И дарует тебе мир» — это всеобъемлющее благо, включающее и отсутствие ссор среди евреев, и отсутствие политических разногласий, и долголетие, и телесную гармонию и равновесие всех телесных жидкостей. Кроме того, оно подразумевает и жизнь Будущего мира, как в стихе «Придет мир, и упокоятся на своих ложах».
Итак, в этих трех коротких стихах содержатся все возможные блага, «ничто не забыто»…
Коэны в этом стихе не благословляют народ сами. Они лишь молятся о даровании благословения, а настоящим источником всех благословений является только Б-г. Поэтому, приведя формулировки благословений, Тора завершает отрывок словами: «И возложат они Мое Имя на сыновей Израиля, и Я благословлю их». Другими словами, коэны должны только произнести определенные фразы, только помолиться. Они должны связать Мое истинное Имя с сыновьями Израиля, то есть, упомянуть его в молитве о них, и тогда Я дарую им истинное благословение, то есть, благо Свыше. Только в Моей власти даровать его, но не в их.
Вот каково, на мой взгляд, верное объяснение смысла этих благословений.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.