Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Благословение коэнов

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о благословении коэнов. Хотя в нем только 60 букв, многочисленные комментарии на различных уровнях интерпретации были написаны нему. Можем ли мы понять хотя бы общую структуру этого благословения?

Ответ:

Как обычно мы будем кратки, касаясь лишь самых фундаментальных понятий. Мы сначала обсудим общий порядок благословения, и затем некоторые из понятий подсказанных самими буквами. В благословении коэнов есть три стиха, и каждый содержит два благословения. Таким образом, всего есть шесть общих благословений: «Йеварехеха» — пусть Всевышний благословит тебя; «Вейишмереха» — и предохранит тебя; «Йаэр» — пусть Он будет благосклонен к тебе; «Вихунека» — и помилует тебя; «Йиса» — пусть Всевышний будет благоволить к тебе; «Шалом» — и даст тебе мир. Они соответствуют Сфирам[1] от Хесед до Йесод. Благословение коэнов заканчивается словами: «Они благословят они детей Израиля Моим Именем, а Я благословлю их». Это утверждение соответствует Сфире Малхут.

Таким образом, шесть благословений коэнов вместе с последним предложением соответствуют семи нижним Сфирам. Во многих наших молитвах мы просим различными способами об этих же благословениях. Например, мы упоминаем те же самые благословения в последнем благословении Шмоне Эсре. Мы просим Шалом, Това, Браха[2], Хэн, Хесед и Рахамим. Мы также просим те же самые брахот в молитве Яале Веяво, которую произносят в Рош Ходеш и праздники: Захрэну Летова (Това), Уфакдэну Ливраха (Браха), Веhошиэну Лехаим (Хаим), Хус (Хесед), Ханэну (Хэн), Рахэм Алэну (Рахамим).

Эти благословения также упомянуты другим образом в четвертой главе Сефер Йециры (книги Создания), как: Хохма (Мудрость); Хаим (Жизнь); Ошер (Богатство); Мемшала (Власть); Зера (Семя, Дети) и Шалом (Мир). Они соответствуют тем буквам нашего алфавита, которые принимают «слабый дагеш[3]». Таким образом, мы имеем следующее соответствие[4]:

Благословение коэнов :

Последнее благословение Шмоне Эсре:

Сфира:

Благословение в Сефер Йецира:

Йеварехеха

Браха (благословение)

Хесед

Хохма (Мудрость)

Вейишмереха

Хесед (доброта)

Нецах

Хаим (Жизнь)

Йаэр

Това (блага)

Гевура

Ошер (Богатство)

Вихунека

Хэн (милосердие)

Ход

Мемшала (Власть)

Йиса

Рахамим (милость)

Тиферет

Зэра (Дети)

Шалом

Шалом (мир)

Йесод

Шалом (Мир)

Таким образом, первый стих благословения коэнов соответствует «правой» стороне Управления (Сфирам Хесед и Нецах), второй — соответствует левой стороне (Гевура и Ход), и третье — к середине (Тиферет и Йесод). Действительно, Зоар Хадаш (к этой главе) упоминает, что коэн должен повернуться направо, произнося конец первого стиха, и налево произнося второй стих. Когда упоминают благословение коэнов при повторении Шмоне Эсре, у многих обычай отвечать: «за заслуги нашего праотца Авраама» на первое благословении, «за заслуги нашего праотца Ицхака» на второе, и «за заслуги нашего праотца Якова» на третье[5]. Это тоже вполне соответствует тому, что мы описали, ведь Авраам — справа, Йицхак — слева, а Яков — посередине[6].

Общее количество букв в благословении коэнов — 60[7]. Мудрецы Каббалы[8] пишут, что эти буквы соответствуют «расширениям[9]» букв нашего алфавита. 22 буквы алфавита «расширяются» превращаясь в последовательность из шестидесяти букв. Есть три Имени Всевышнего в благословении коэнов, по одному в каждом стихе. Вместе с тремя Именами, содержащими 12 букв, есть 72[10] буквы. Это соответствует оставшимся пяти буквам алфавита, которые пишутся по-другому в конце слов («Мем», «Нун», «Цади», «Пэй» и «Хаф»). Они расширяются в 12 букв. Вообще, из этих трех Имен Всевышнего выходит 12 буквенное мистическое Имя[11]. Оно хранилось в секрете, и только некоторые коэны знали его и тихо произносили при благословении в Святом Храме[12]. Другое мистическое Имя, которое происходит из благословения коэнов , называют 22 буквенным Именем[13].

В нашем давнем изгнании, обычай ашкеназских евреев, произносить благословение коэнов только по праздникам. Разные причины предлагались, чтобы объяснить этот обычай, но ни одна из них не удовлетворяет полностью. Многие большие раввины хотели изменить этот обычай и начать произносить это благословение каждый день в своих синагогах. Однако, им это не удалось[14]. Кажется, что по каким-то скрытым причинам Всевышний не хотел посылать нам Свое полное благословение каждый день в нашем долгом изгнании[15]. Однако на земле Израиля это благословение произносят каждый день, как и следует делать по закону Талмуда[16]. И мы будем ждать быстрого избавления, когда мы возвратимся на нашу землю, и будем получать Б-жественные благословения в изобилии каждый день.


[1] Для дальнейшего обсуждения о Сфирот, см. наши комментарии к главам Хае Сара и Деварим.

[2] В Сефардском нусахе, упоминается также «Хаим» (жизнь). Таким образом согласно Сефардскому нусаху, все семь Сфир упомянуты в этом благословении, в то время как согласно Ашкеназскому нусаху, только шесть, соответствуя самому благословению коэнов.

[3] Эти буквы произносятся по-разному в зависимости от того, имеют ли они точку (дагеш) или нет, например «Бейт», «Вейт» и т.д. Однако сегодня только Йеменские евреи умеют произносить Гимель и Далет по-другому, когда дагеш присутствует. Однако, что ГР"А (в комментарии к Тикуне Зоар) пишет, что произношение букв не должно быть отличным из-за дагеша.

[4] См. ГР"А к Сефер Йецире 4:4 и его комментарию к Яале Веяво.

[5] См. Каф Ахаим 127:20, см. также комментарии Тура и Ракеаха к Бемидбар 6:24—26.

[6] См. наши слова к главе Ваера.

[7] 15 в первом стихе, 20 — во втором и 25 в третьем. Первый стих содержит три слова, второй — пять, а третий — семь.

[8] ГР"А в Адерет Элияу, глава Насо.

[9] Известно, что «названия» букв нашего алфавита не произвольны, но содержат информацию о самих буквах. Первая буква не «А», а «Алеф» — ее название содержит три буквы, «Алеф» — «Ламед» — «Фэй». Таким образом, каждая буква может быть «расширена» выписыванием букв ее названия. Точно так же есть расширения расширений. В этом случае, Алеф расширяется: «Алеф» — «Ламед» — «Фэй» — «Ламед» — «Мэм» — «Далет» — «Фэй» — «Йуд». В некоторых случаях, одна буква может быть расширена разными способами, например «Фэй» может быть расширена как «Фэй» — «Йуд» или «Фэй» — «Алеф» или «Фэй» — «hэй». Все эти правила содержат много информации, многие из медитаций Аризаля основаны на различных расширениях Имен Творца.

[10] Относительно значения числа 72, см. наши слова к главе Ноах.

[11] См. ГР"А к Тикуне Зоар, конец четвертого тикуна относительно различных Имен, включая 12-буквенное и 22-буквенное Имя. См. также наши слова к главе Ваера.

[12] См. Талмуд, Кидушин 71а.

[13] Есть 22 буквы в словах Йеварехеха, Вейишмереха, Йаэр, Вихунека, Йиса. Буквы переставляются различными путями и формируют мистические 22-буквенное Имя (см. ГР"А в Яhель Ор, 3:147а). Это Имя также связано с комбинацией 13 букв «Йуд» и девяти букв «Вав» в благословении коэнов.

[14] См. историю в Алийот Элияу, см. также Арух Ашулхан 128:64.

[15] С другой стороны, сефардские евреи произносят это благословение каждый день. Причина может быть в том, что они были сосланы в основном в страны монотеистической религии.

[16] См. также Тшувот Веханхагот 1:130, что можно попросить (или даже нанять), коэнов на Святой Земле, чтобы они имели и нас в виду, когда благословляют людей.

Сделать пожертвование на странице Хесед


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»