Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Йешаягу»
Темы: Вавилон, Рав Хаим Бурштейн, Йешаягу
Пророчество о полном запустении Вавилона и его превращении в пристанище филинов, страусов, шакалов и в обитель пляшущих бесов.
Следующая лекция цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Иешаягу (12 и 13 главы) – о наказании Вавилона.
Всё, что делает Вс-вышний для Израиля, Он делает это для их добра, а не для их зла, и в Конце Дней мы убедимся в этом, но сейчас мы ощущаем только «горечь лекарства». В те дни мы «с радостью будем черпать воду» нового Учения, и расширятся наши сердца, и нам раскроется Скрытая Тора. Машиахом мог стать царь Хизкияу, но не воспел Песню завершения исторического процесса, и поэтому не удостоился того, чтобы спасти еврейский народ.
Вавилон был сверхдержавой, а пророк говорит такую нелогичную вещь – что через 70 лет после разрушения Храма Вавилон полностью исчезнет, и что карта Ближнего Востока изменится.
Вавилон будет наказан за вражду с Сином, и пророчество о Вавилоне называется в этой главе «ношей Вавилона». Вавилон, «гора спокойствия», был уверен, что ничто не может ему угрожать. Это был великий город, занимающий огромную площадь и прекрасно укрепленный (об этом пишет Геродот). Пророк Иешаягу говорит о будущем разрушении города, который в его дни даже еще не был построен, а был только маленьким провинциальным городком.
Пророк говорит, что у защитников Вавилона будут лица, обгоревшие, как факел. Толкователи объясняют так: они построили цивилизацию, противоречащую воле Вс-вышнего, но Он позволил им совершать грех и посредством греха создавать нечто, не имеющее Его благословения, «обжигающее лица», как в аду (Гейноме). Вс-вышний обещает вавилонянам страшные наказания: «боли и страдания охватят их»; «потрясу Я небо, и земля содрогнется на месте своем»; «И младенцы их будут размозжены на глазах у них», и превратится когда-то великолепный город в подобие уничтоженных Содома и Гоморры.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»