Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наша вера основана на свидетельстве шестисот тысяч человек? Или на доверии лично Моше?

Темы: Моше, Пророчество, Дарование Торы, Синай, Эльяким Залкинд, Вера, Свидетели, 10 Заповедей, Мехильта

Отложить Отложено

Здравствуйте! Скоро Шавуот. Вопрос по дарованию Торы. Считается, что все, кто стоял у горы Синай, слышали заповеди, и именно это подтверждает всю Тору. Знание основано на доверии каждого человека своему отцу, отца — своему и т.д., до того предка, который ЛИЧНО всё слышал. Но в Торе читаю: «Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом». И подытоживается: «А весь народ видел звуки и [языки] пламени, и звук шофара и дымящуюся гору…». Вывод: народ не слышал слов, а видел звуки голоса. Но звуки — не слова. Раскаты, которые Моше перевел в слова. То есть всё строится не на свидетельстве 600 тысяч душ, а на доверии народа лично Моше. Есть ли объяснение? Спасибо. Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Р.!

Ваш вопрос очень важен, но, поскольку он основан на стихах Торы, нужно снова присмотреться к приведенным Вами и ещё некоторым стихам, в которых повествуется об этом удивительном, почти непостижимом событии — даровании Торы. Это стихи в книге Шмот (19, 1-20, 23), где описаны сами происходящие события, и в книге Дварим (5, 2-5, 28), где Моше по слову Всевышнего в конце странствий по пустыне напоминает обо всем, что произошло.

Но прежде отметим для себя один важный момент. Весь народ Израиля, познавший чудеса Всевышнего в Египте, чудеса при выходе из Египта, рассечение и пересечение моря, чудеса в пустыне, — этот народ стоял теперь у горы Синай. Они видели, как спустилась Шхина (Б-жественное присутствие) на гору и туда поднялся Моше (как сказано в Шмот 19, 20: «И сошел Всевышний на гору Синай, на вершину горы, и призвал Всевышний Моше к вершине горы, и взошел Моше»). Народ и видел, и, безусловно, слышал, как Всевышний говорил с Моше, как сказано там же 19, 19: «…Моше говорил, и Б-г отвечал ему голосом», и, тем более, с ними самими (20, 22): «…вы видели, что с небес Я говорил с вами». Голосом великим, переполнившим их трепетом, настолько, что им казалось, что умирают (20, 19): «И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем». Даже если бы они не различили самих слов, безусловно, всего этого было бы достаточно, чтобы всему народу полностью удостовериться в истинности пророчества Моше, в том, что Моше действует лишь по слову Всевышнего (ведь Всевышний говорит с ним, приказывает через него и знает обо всем, что делается) и что Тора дарована «из уст» Творца. И ясно сказано еще до дарования Торы (Шмот 19, 9): «И сказал Всевышний Моше: вот, Я приду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобой, и будет доверяться и тебе всегда».

Однако Вы правы в том, что произошло нечто еще более великое. Раши, комментируя продолжение того же стиха, приводит цитату из Мидраша Мехильта: «…И пересказал Моше слова народа Всевышнему: они хотят слышать от Тебя. Не подобен тот, кто слышит из уст посланника, тому, кто слышит из уст Царя. Наше желание — видеть нашего Властелина». (По мнению же Рамбана, см. комментарий к этому же стиху, уже изначально речь шла о подготовке непосредственного обращения Всевышнего ко всему Израилю). В любом случае, сказано (Дварим 4, 10): «…ты стоял перед Всевышним, Б-гом твоим, при Хореве (Синае), когда сказал мне Всевышний: собери ко мне народ и Я возвещу им (Ашмиэм — дословно: дам услышать, “сделаю так, чтобы они услышали”) Мои слова… и чтобы учили и сынов своих».

Теперь прочтем внимательно те стихи Торы, которые говорят о передаче Всевышним Десяти речений всему народу на Синае. (Эти речения — заповеди — содержат, как сообщают наши мудрецы, все 613 заповедей «в сжатой форме», каким образом — см. у Рамбана).

Шмот 20, 1-3: «И говорил Б-г все слова эти, сказав: Я Всевышний, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства. Пусть не будет у тебя чужих богов сверх Меня…» Сами слова двух первых заповедей свидетельствуют, что сказаны они были непосредственно Всевышним («Я Б-г твой», «сверх Меня»), Который обращался к каждому из слушавших («твой», «тебя», «у тебя»), и что это был не только Голос, звук, а именно речь, слова («говорил… слова эти»; «говорил» — дибэр, ва-йедабэр — означает именно речь, использование слов и стоящих за ними понятий). И сложно было бы утверждать, что Всевышний обращался только к Моше. Ведь Моше много лет жил не в Египте, он вернулся туда вывести народ по слову Всевышнего. А в «доме рабства» Моше не был вовсе. Также натянутым было бы утверждение, что эти слова Всевышнего передает Моше, это видно и из последующего:

После получения всех десяти заповедей народ просит Моше (Шмот 20, 19): «И сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли». Использованы те же слова «говори с нами»: как до этого с нами говорил Сам Всевышний, говори теперь ты.

Шмот 20, 22: «И сказал Всевышний Моше: так скажи сыновьям Израиля: вы видели, что с небес говорил Я с вами». Использованное во всех этих стихах выражение «говорил с вами (с нами)» — дибэр имахэм (иману) — означает не просто «говорил для вас», а «говорил, находясь вместе с вами», и указывает на «непосредственный контакт» при разговоре.

В книге Дварим (5, 4) сказано еще больше: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами на горе из среды огня…» Говорил лицом к лицу, а не через посредника (см. комментарии Раши, Рамбана и другие к этому стиху).

Так было с первыми двумя заповедями — о том, что Всевышний — Б-г наш и запрещено служить любым другим силам. Эти речения включают в себя все заповеди Торы: первое — все предписания, второе — все запреты. Это известно из Устной Торы и разъясняется в наших книгах. И каждый человек из еврейского народа слышал речь Всевышнего, обращенную лично к нему (Я и ты). См. в мидрашах и в комментариях на этот стих. В остальных восьми заповедях, данных тогда, о Всевышнем говорится в третьем лице: «Не произноси имени Всевышнего, Б-га твоего, понапрасну… А день седьмой — суббота — Всевышнему, Б-гу твоему…» И т.д. Так как, по мнению многих комментаторов, разъяснение этих заповедей в словах было передано через Моше (см. также в Талмуде, трактат Макот 23 б-24 а).

И еще одно уточняющее объяснение передано нашими мудрецами. Мидраш Мехильта к Шмот 20, 1 («И говорил Б-г все слова эти…»): о чем говорит слово «все»? О том, что все десять заповедей (идущие вслед за этим стихом) были произнесены Всевышним как одно целое и так же их восприняли люди — единым пророческим постижением, открывшимся каждому из народа Израиля. (См. об этом также Мидраш Рабба на главу Итро 28, 4-6). Как передают наши мудрецы, весь народ поднялся тогда на ступень пророчества и Всевышний раскрыл им знание о Своем единстве, о том, что Он — Творец всего, о целях Творения и Своих законах в нем.

Поэтому настолько сложно описание происходящего. Ведь речь идет о пророческом откровении всему народу, не случавшемся ни прежде, ни в последующие времена. Так, например, они «видели голоса» слов речи Всевышнего (что, разумеется, обычным зрением не увидишь), идущие одновременно со всех сторон. Это показывало, что Творец вездесущ и говорит с ними отовсюду. Рамбам пишет об этом событии: «…невозможно углубиться [в понимание происходящего] у горы Синай больше этой меры, так как это — из свода тайн Торы. И истинность того постижения, и каково было состояние в нем — непроницаемо сокрыты от нас, ибо не было прежде подобного ему и не будет после».

Мехильта продолжает: затем Всевышний раскрыл каждую из десяти заповедей в отдельности. Но тогда, по многим мнениям, лишь первые две были дословно понятны каждому человеку, восемь же последних — прояснил Моше. По другим мнениям, и эти восемь заповедей были понятны всем. Есть также мнения, что ясность их постижения была для каждого индивидуальна, в зависимости от его уровня, Моше же разъяснил заповеди всем. Десять речений были получены как единое целое, а затем детально прояснены двумя путями (каждому человеку лично и через Моше). Поэтому и в описании этого события несколько раз упоминается непосредственное слушание и опосредованная передача (см. внимательно: Дварим 5, 4-5 и комментарии: Раши, Рамбана и др.). Два стиха кажутся противоречащими друг другу, но после изучения комментариев становится ясно, почему необходимы они оба, о чем пишет Рамбан.

И лишь после получения Десяти заповедей народ попросил Моше: быть постоянным посредником между Всевышним и ими. Так как непосредственное слушание было непосильным для них, и так как они уже убедились в истинности пророчества Моше, подтвержденной Всевышним «лицом к лицу» каждому из них (как сказал Всевышний: «…и будут доверяться тебе всегда»).

Приведем еще несколько стихов, описывающих это событие, которые говорят о прямом обращении Всевышнего ко всему народу:

Дварим 5, 19: «Эти слова говорил Всевышний всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, не прекращающимся; и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне». (Отсюда ясно: слушание Голоса, упомянутое несколько раз при описании дарования Торы, означает не только восприятие звука без различения слов, но и восприятие слов речи, записанных потом на скрижалях).

5, 21: «И сказали вы: да, показал нам Всевышний, Б-г наш, славу Свою и величие Свое, и голос Его слышали мы из среды огня. В этот день видели мы, что Б-г говорит с человеком и (тот) остается в живых».

5, 25: «И услышал Всевышний голос слов ваших, когда вы говорили со мною, и сказал Всевышний мне: слышал Я голос слов народа…» (одно и то же слово употреблено в отношении голоса Всевышнего и «голоса слов народа»).

Подведем краткий итог сказанному:

1. Все Десять заповедей как единое целое пророчески постигал весь народ Израиля, каждый ЛИЧНО. (Заметим: наши мудрецы говорят, что это относится не только к 600 тысячам взрослых мужчин, но и к женщинам и детям, находившимся там. И еще: там, у Синая, присутствовали и принимали Тору души всех последующих поколений народа Израиля, включая тех, кому было суждено в будущем присоединиться к еврейскому народу).

Это постижение Десяти заповедей включало в себя постижение всех заповедей Торы.

2. Затем Всевышний прояснил все Десять заповедей, уже с различением слов, так, как они записаны в Торе. При этом две первые (содержащие также все остальные заповеди) слышал и понимал весь народ, каждый ЛИЧНО, а в восьми последующих — по многим комментариям — народ слышал только голос, но слова были прояснены через Моше. По другим комментариям, и эти восемь заповедей постигались всеми непосредственно. Или же постижение зависело от духовного уровня каждого.

3. Затем, после получения всех десяти заповедей, народ обратился к Моше с просьбой, чтобы дальнейшая детальная передача Торы происходила через него, так как воспринимать прямое обращение Всевышнего непосильно для них. И это не умаляло достоверности дарованной Торы, так как несомненная истинность того, что делает и говорит Моше, была уже подтверждена. Он поступал только по Воле и слову Всевышнего.

Всего доброго. Радостного и светлого праздника Шавуот.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше