Из цикла «История еврейского народа», темы: Раби Йеуда хаНаси, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Мудрецы Мишны
После смерти раби Шимона бен Гамлиэля главой Санхедрина стал его сын раби Йеуда. Почти пять десятилетий он являлся политическим руководителем народа, духовным вождем и учителем своего поколения. Наши благословенной памяти мудрецы, восхваляя его достоинства, говорили, что он сочетает в себе безграничную преданность Торе и величие. Ученики называли его просто Раби — учитель или Рабейну Акадош (Наш Святой Раби).
Наши мудрецы, перечисляя положительные человеческие качества, замечали, что все они проявились в Раби и его сыновьях. Возглавив еврейский народ в пору относительной передышки, Раби сумел подготовить его к долгому тяжелому изгнанию.
Раби Йеуда и его ученики составили и отредактировали Мишну — свод основных законоположений Устной Торы.
Раби Йеуда воспитывался среди крупнейших мудрецов предшествующего поколения. Отец отдал его учиться к раби Яакову Курши — известному знатоку всех разделов алахи, прозванному Раба Дематнита (учитель Мишны). Затем он учился у знаменитых мудрецов — друзей отца — учеников раби Акивы (кроме раби Меира), каждый из которых стал для него Раба Деульпана (учитель углубленного изучения). Всю жизнь р. Йеуда сожалел, что не мог учиться у раби Меира, которого он высоко ценил. Однако раби Меир отдалился от дома рабана Шимона бен Гамлиэля, и раби Йеуде довелось учиться лишь у его учеников.
Когда раби Йеуда стал главой Санхедрина, еще был жив товарищ его отца раби Йоси бен Халафта. Этот очень скромный, умудренный опытом муж принял молодого руководителя как ученик учителя. Раби Йеуда, в свою очередь, высоко ценил старого мудреца. В ближайшее окружение раби Йеуды входили: раби Элиэзер (сын раби Шимона бар Йохая), раби Ишмаэль (сын раби Иоси бен Халафты), раби Шимон Бен Элазар и Сумхус — блестящий ученик раби Меира и раби Шимона бен Менасия.
В ешиве раби Йеуды Анаси занимались сотни учеников. Некоторые специально приезжали для этого из Вавилона. Лучшим из учеников был раби Хия. Когда раби Хия прибыл в Эрец Исраэль вместе с двумя своими сыновьями — Йеудой и Хизкией, они уже считались известными мудрецами. Через некоторое время и племянник раби Хии — рав Аба бар Айво — стал учиться в ешиве раби Йеуды. В Талмуде рава Абу бар Айво называют просто Рав.
Сыновья Раби — р. Гамлиэль и р. Шимон также стали известными мудрецами Торы.
Римский император Антонин Пий был близким другом Раби. Он с уважением относился к мудрецам и очень ценил еврейскую мудрость.
Дружба Раби с императором положительно сказалась на положении евреев той эпохи.
Из-за болезни, преследовавшей его на протяжении многих лет, Раби вынужден был переехать в Ципори, город с более благоприятным климатом. Семнадцать лет он возглавлял Санхедрин в Ципори.
Перед смертью Раби созвал своих сыновей и учеников и в их присутствии сказал: «Властелин мира, да известно Тебе, что всю жизнь я трудился десятью пальцами над Торой и не дотронулся даже мизинцем до наслаждений. Да будет воля Твоя, чтобы был мир покою моему». Когда по Ципори разнеслась весть, что Раби близок к смерти, все синагоги наполнились молящимися, которые просили у Всевышнего продлить жизнь раби Йеуде. Народ не желал верить, что настал смертный час Раби. Воодушевленные молитвой, люди провозгласили: «Тот, кто скажет, что Раби умер, будет поражен мечом». Когда душа покинула Раби, ученики боялись рассказать об этом народу. Тогда один из них — Бар Капара — вышел на улицу и, разорвав свои одежды, сказал: «Ангелы и праведники боролись за ковчег, ангелы победили праведников и захватили ковчег». После этих слов стало ясно, что Раби скончался.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»