Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Дарование Торы, Заповеди, Изучение Торы, Элиэзер Гервиц, Истинность Торы, Самосовершенствование
Евреи воспринимают Тору не как произведение литературы или книгу по юриспруденции. Это не просто букварь основ религии или собрание сказок о происхождении евреев. Это не бестселлер, содержание которого можно раскрыть в трехчасовой телевизионной постановке.
Скорее, евреи рассматривают Тору как всеобъемлющий План жизни. Она дает понимание цели жизни. Она предлагает практические указания по устройству человеческого общества. Нет ничего в жизни, чего не было бы в Торе. Мишна Авот (Этика наших отцов) так формулирует значение Торы: «Занимайся ею снова и снова, ибо все в ней». Тора это мудрость Б-га, которую Он открыл человеку. Без нее евреи затерялись бы в песках Ближнего Востока, подобно всем остальным кочевым племенам. А с ней евреи стали народом Б-га.
Давайте же присмотримся к Пяти Книгам Торы.
Некоторые авторы представляют их собранием мифологических библейских историй и утративших актуальность законодательных установлений. По неведомым причинам они отказываются признать, что Тора содержит вечные послания Б-га человеку и среди них:
а) основные законы для любой процветающей человеческой цивилизации — Десятисловие — (Десять Синайских Речений, часто не совсем точно называемые Десятью заповедями;
б) абсолютные и объективные разъяснения понятий «хорошо» и «плохо»;
в) указание значения и цели жизни;
г) стремление к справедливости и братству как важнейшим целям существования человечества.
Наши мудрецы говорили, что цель Торы обеспечить сострадание, мир и торжество добра повсюду и на все времена.
Евреям Тора также дает объяснение их происхождения; примеры для подражания, олицетворенные в Аврааме, Ицхаке, Яакове, Саре, Ривке, Рахели, Лее, Моше и других праведниках; 613 вечных мицвот (заповедей), на которых основано еврейское служение Б-гу, и разъяснение того факта, что евреи, будучи посланцами Б-га, должны стать примером для остального человечества. Тора это паспорт евреев в истории.
Другие части цельной Торы — Пророки, Писания, Талмуд, Комментарии — классифицируют и раскрывают заложенные в Пятикнижии основы учения. Они объясняют отрывки Пятикнижия, которые могут показаться неясными. (В самом Пятикнижии не объясняется подробно каждая мысль, потому что это сделало бы ее слишком сложной для восприятия средним человеком. Благодаря краткости, первые пять книг Торы становятся доступными для любого человека, а не только для мудрецов.) В этих частях мы можем найти также вдохновенные истории, такие как жизнеописание Эстер и Рут, поэтическое осмысление сути жизни — Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи), Коэлет (Экклезиаст), Иов, основные исторические события — в книгах Иеошуа, Шофтим, Шмуэль, Мелахим, предсказания судьбы человечества — Ишаяу, Даниэль; а также практические указания для повседневной жизни — Авот и большая часть Талмуда.
Поэтому неудивительно, что Тору сравнивают с океаном. Еврей без Торы так же беспомощен, как рыба без воды. Это Книга, которая выделила евреев и вплоть до наших дней дарует им процветание.
Поскольку Тора дает так много основных представлений о жизни, еврейские дети учат ее почти с самого рождения. Еврейская молодежь, получающая религиозное воспитание, растет, постигая все ступени Торы, двигаясь от Пятикнижия и Пророков к Мишне и Гемаре, все глубже проникая в бездну их мудрости. Но поскольку сокровищница Торы так обширна и сложна (только Вавилонский Талмуд содержит около 30 больших трактатов, каждый из которых достаточно объемен), а также потому, что многое в Торе можно осмыслить только зрелым умом, процесс изучения длится на протяжении всей человеческой жизни. Поэтому говорят, что никто не может по-настоящему закончить изучение Торы. Так много нужно узнать, столько озарений дает каждый новый шаг, что никто не может заявить, что овладел всей мудростью этой Книги.
Больше того, само по себе изучение Торы есть мицва. Для многих изучение Торы (как правило совершаемое не в одиночесте, а с другими евреями, что позволяет обменяться мыслями и выяснить непонятные места) настолько стимулирующее и радостное занятие, что исполнение этой мицвы становится для них легко осуществимым. Немного найдется таких острых переживаний, которые могут сравниться с более ясным осознанием какой-либо части Торы после долгих часов умственной работы.
И, наконец, следует подчеркнуть, что мицва изучения Торы никогда не может быть по-настоящему исполнена, если не осуществлять то, что ты изучаешь. Изучение Торы — не просто учебные занятия. Человек должен стремиться к тому, чтобы осмысление праведных дел наших праотцев и Б-жественной заботы об обездоленных делало его гуманнее. Тот, кто изучил закон в теории, но чье поведение в обществе достойно порицания, не может считаться знатоком Торы. Истинный знаток Торы становится известен своими достойными поступками. Он должен быть живым воплощением того, что он изучает.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»