Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Археология, Тора и наука, Египет, История еврейского народа, Элиэзер Гервиц, Истинность Торы
Как можно доказать, что произошло какое-то историческое событие? Откуда мы знаем, например, что Юлий Цезарь действительно существовал? В конце концов, нет ни фильмов о его деяниях, ни даже записи его голоса. Безусловно, никто из ныне здравствующих людей не может заявить, что видел его лично. Однако все историки сходятся во мнении, что римский полководец и политик по имени Юлий Цезарь действительно жил много веков тому назад.
Откуда же они знают, что это было так? Они опираются на множество источников: книги, которые написаны о нем и его подвигах; устные рассказы, возникшие при его жизни и передававшиеся дальнейшим поколениям из уст в уста; документы, записи и произведения искусств, датированные временем, в котором он жил; и на исторические события, которые являлись результатом его деятельности и отражались на судьбах многих людей ежедневно в течение его жизни. И сегодня мы не сомневаемся, что он жил когда-то. Поколения, воспринимавшие его существование как факт, не могли ошибаться.
А теперь перейдем к рассмотрению событий, описанных в Торе. И в этом случае никто из живущих не может заявить, что он видел Авраама или Моше Рабейну; в те времена не существовало телевидения, чтобы мы могли увидеть, как расступилось Красное море. Но это, однако, не означает, что Писание — мифотворчество, как это заявляют некоторые. Время приносит все больше доказательств существования явлений и событий, описанных в Торе.
Одна из возможностей поверить в это основана на простой логике. Не вызывает сомнений, что Тора очень древний документ. Находки рукописей на берегу Мертвого Моря в 1947 году подтверждают этот факт. Эти свитки Торы принадлежат эпохе Второго Храма, т. е. им приблизительно 2000 лет. Эти находки показали, что та же Тора, которой мы обладаем сегодня, находилась во владении евреев той поры.
Время, когда были написаны рукописи Мертвого Моря, не так далеко отстоит от событий, описанных в Танахе. Со дней Юлия Цезаря до наших дней прошло больше времени, чем со дня Исхода евреев из Египта до момента разрушения Второго Храма. Если бы у евреев того времени была какая-то причина сомневаться в существовании Моше, в правлении Судей или в существовании еврейских Царей, они бы наверняка назвали Танах фальсификацией. Разве стали бы ранние поколения евреев пересказывать предания Торы, особенно те, которые не славят их, как, например, грех золотого тельца или поражения от различных ханаанских царей, если бы все это не случилось на самом деле? Неужто свою религию они основывали бы на вымышленной истории, которую легко можно было опровергнуть?! Приняли бы наши предшественники Тору, накладывающую на них столько трудных ограничений, если бы они не испытали в действительности Б-жественное Откровение на горе Синай или не увидели бы, как расступилось Красное море? То, что они действительно жили согласно законам Торы и не опровергли ее предания, является свидетельством ее достоверности.
Быть может, еще более убедительные доказательства дают произведенные за последнее столетие археологические находки, большинство из которых подтверждает сообщения Торы. Археологические раскопки в районе Ближнего Востока обнаружили много древних развалин, произведений искусства и надписей, наличие которых совпадает с фактами, перечисленными в Танахе. Следует помнить, что раскопки продолжаются, и нас ожидают новые находки; результаты раскопок недавнего времени в Сирии держат в тайне от ученых по политическим мотивам; а политическая ситуация в Эрец Исраэль в настоящее время не благоприятствует поддержанию в сохранности исторических памятников и рукописей. Следовательно, существует много белых пятен в археологических исследованиях областей, описанных в Писании. Однако и то, что уже найдено, производит сильное впечатление. Вот некоторые из этих находок:
1. Тора, описывая акт Создания мира, заявляет, что менее сложные организмы были созданы прежде более сложных и что организмы, обитающие в воде, и растения появились прежде животных. Эти утверждения, записанные задолго до существования геологии, сейчас подтверждаются ею.
2. Существуют многочисленные доказательства того, что во времена Ноаха был Потоп. С одной стороны, различные, рассеянные по земле народы, не имевшие возможности контактировать в то время, оставили почти идентичные письменные свидетельства большого потопа. Среди этих народов вавилоняне (чье эпическое произведение «Сказание о Гильгамеше», обнаруженное около 1900 г., рассказывает о божестве по имени Эа, наказавшем человеку по имени Утнапиштим построить корабль для спасения домочадцев и животных от потопа), китайцы (у которых корабль строит человек по имени Яо), индийцы (назвавшие строителя корабля Сатъярвата) и мексиканцы (называвшие его Кокскокс). Было бы абсурдом утверждать, что все эти народы на пустом месте выдумали одну и ту же историю и что она не описывает реальные события. Важно, что все письменные свидетельства датируют потоп примерно одним временем (около 4000 лет назад) и что раскопки показали резкое сокращение населения на Ближнем Востоке как раз в это время.
3. Тора рассказывает историю Вавилонской Башни, о человеке, попытавшемся построить башню до Неба. Невозможно? Едва ли. В развалинах на территории древней Вавилонии, найдены зиккураты — громадные башни, достигающие иногда высоты сотен футов — это как раз то, что утверждается в Торе. Другая характерная черта истории Вавилонской Башни — указание на время рассеяния людей по земле и возникновения разных языков (т. е. до этого момента существовал только один общий язык). Интересно отметить, что многие греческие и латинские слова (а поэтому английские и французские, и немецкие, и русские) очень напоминают свои ивритские эквиваленты. Например, ивритское слово сапир превратилось в русское «сапфир», при стало «фруктом», яин — «вином»; шеш превратилось в «шесть», а шабат стал «субботой». Подобно этому, английский алфавит происходит от греческого, который, в свою очередь, основывается на семитском алфавите. Само слово «алфавит» отражает влияние иврита, первые две буквы которого — «алеф» и «бейт». Сами буквы тоже почти идентичны: алеф-альфа-а, бет-бета-б, далет-дельта-д и т. д. Все это не обязательно является абсолютным доказательством происхождения всех языков из иврита, но при этом не дает нам забыть свидетельство Торы о существовании некогда одного общего языка.
4. Тора утверждает, что праотец Авраам родился в Ур Касдиме (Уре Халдейском). Многие сомневались в существовании самого этого места. Однако в конце 20-х годов сэр Чарльз Вулли возглавил археологическую экспедицию, производившую раскопки в Уре на берегу Евфрата в Месопотамии. Эта экспедиция показала, что Ур был развитым городом, в котором процветало идолопоклонство, что согласуется со свидетельствами Торы.
5. Тора описывает разрушение городов Сдом и Амора. Исследования подтвердили, что глубина впадины Мертвого моря, находящегося в районе исчезнувших городов, необычайно велика — около 360 метров ниже уровня моря. Это свидетельствует о том, что долина Сидим, где были расположены Сдом и Амора, внезапно провалилась и скрылась под водой, возможно, в Мертвом море. Море очень соленое, а мертвые деревья, покрытые толстым слоем соли, торчат на его отмелях, напоминая соляные столбы, в один из которых была превращена жена Лота.
6. В Торе сказано, что от брака Авраама и Агари, служанки Сары, родился сын Ишмаэль, ставший прародителем арабов. Арабы до сих пор почитают Авраама и Ишмаэля и молятся на могиле праотцев в пещере Махпела в Хевроне. Более того, они по традиции обрезают своих сыновей в возрасте тринадцати лет, в том возрасте, когда, по свидетельству Торы, был обрезан Ишмаэль.
7. Тора рассказывает, что Йосеф, сын Яакова, проданный в египетское рабство, в конце концов стал главным вельможей фараона. Некоторые исследователи утверждают, что когда евреи пребывали в Египте, эта страна была под властью иностранных завоевателей, называемых гиксосами. Этим объясняется, почему осталось так мало письменных памятников этого периода. Если что-то записывалось, то сразу же и уничтожалось египтянами, желавшими скрыть следы своего унижения. Однако интересно отметить, что древний канал около Нила в районе города Мединет-эль-Фийюм (80 миль к югу от Каира) до сих пор называется Бар Юсуф (Канал Йосефа) — доказательство влиятельности Йосефа. В Торе также отмечено, что когда Йосеф стал наместником фараона в Египте, ему было пожаловано кольцо, печать фараона, тонкие льняные одежды и цепь, надеваемая на шею. Картины и роспись, найденные в Египте, подтверждают, что это как раз те самые предметы, которыми награждались знатные люди в Египте в то время. В Торе рассказывается, что праотец Яаков после смерти был бальзамирован. Древний историк Геродот подтверждает, что именно так египтяне хоронили мертвых. Свидетельства Писания точны.
8. В Торе утверждается, что после смерти Йосефа египтяне поработили евреев и заставили их делать кирпичи и возводить города-хранилища Питом и Рамсес. Каменный мавзолей к западу от египетского города Тебес имеет серию настенных рисунков, описывающих жизнь визиря Рехмира. Один из них изображает визиря с палкой в руках, наблюдающего за работой чужеземцев, делающих кирпичную кладку. Борода и светлая кожа рабов указывает на их семитское происхождение. Вдобавок, как Питом, так и Рамсес упоминаются в египетских рукописях; одна надпись гласит: «ПР волокли камни для большой крепости в городе Пи-Рамсес-Мени-Амун».
Пи-Рамсес-Мени-Амун это египетское название Рамсеса, Пи в египетском иероглифическом письме означает семитов. В конце концов, раскопки помогли обнаружить остатки вышеупомянутых городов, и в обоих имеются развалины каменоломен и каменные хранилища — точно такие, какие описаны в Торе.
9. В каирском музее находится монумент, высеченный в ознаменование победы фараона Мерепта над ливийцами. В надписи на монументе упоминается «Народ Израиля». Фараон Меренпта начал править страной примерно в 1230 г. до н.э., т.е. спустя почти полвека после того, как евреи под предводительством Иеошуа вошли в Эрец Исраэль. Памятник свидетельствует о том, что евреи в то время существовали и были хорошо известным народом. Другие египетские документы той поры упоминают чужеземцев, называемых хабиру (ивриим, отсюда слово «евреи»).
10. Танах повествует, что в эпоху Судей пелиштим (филистимляне) преследовали евреев. Египетские источники подтверждают существование такого народа, называя его Пелест. В книге пророка Амоса говорится, что пелиштим вышли из Кафтора (Крита). И, действительно, на Крите были обнаружены пелиштимские глиняные сосуды.
11. Развалины крепости в Тель эль Фуле (Гива) относятся ко временам правления Шаула — первого израильского царя. Его сменил Давид, расширивший территорию еврейского царства. Были найдены останки городов, завоеванных царем Давидом, а также водохранилище Гивон упомянутое в Танахе как место, где сражались солдаты Авнера, военачальника царя Шаула.
Империя царя Давида упрочилась в период царствования его сына Шломо (Соломона). Танах (Мелахим II 9:15) упоминает, что Шломо планировал построить Хацор, Мегидо и Гезер. Можно предположить, что планы этих городов должны были быть очень похожи. Раскопки в Израиле, руководимые Игалем Ядином, показали, что городские ворота в Хацоре и Гезере были действительно аналогичны тем, которые еще раньше были найдены в развалинах Мегидо. Вдобавок, археологи нашли литейное оборудование, которое использовалось во времена Шломо для производства меди, необходимой для постройки кораблей в Эцион Гевер, о чем рассказывает Танах.
13. Дальнейшие раскопки дали несомненные доказательства существования более поздних еврейских царей. Например, «Черный обелиск», найденный в Ниневии (хранится в Британском музее), изображает Иеу, царя Израиля, кланяющегося ассирийскому царю Шалмансару III. Раскопки в Тель-Эль-Мутесилим в 1920 году обнаружили печать с еврейской надписью: «Шема, слуга Иеровоама», бывшего царем Израиля. На Моабитском камне написано: «Омри, царь Израиля, много лет угнетавший Моав».
На развалинах Куйудшика обнаружена надпись Асаргаддона: «Я собрал вместе царей Сирии и царей заморских Баала — царя Тира, Менаше — царя Иудеи…» Это подтверждает историю пленения Менаше ассирийцами, упомянутую в Танахе. Так называемая призма Тейлора подтверждает свидетельство Танаха о том, что царь Хизкия не признал власти Санхерива, и поэтому последний напал на Иудею. Этот памятник не упоминает сокрушительное поражение Санхерива, т. к. он не предназначался для фиксации правительственных неудач. Однако это поражение, как одно из удивительных событий, описано в Танахе и было отмечено древним историком Геродотом, а утверждение Танаха, что Санхерива в конце концов убили два его сына (а не один из них, как это указывается в Вавилонских хрониках), подтверждается Призмой Асаргаддона. В дополнение к сказанному, было обнаружено водохранилище Силоан, вырытое царем Хизкией во время осады Иерусалима Санхеривом, и размеры водохранилища в точности совпадают с размерами, указанными в Танахе. Исторические находки объясняют, почему в Танахе говорится, что после окружения Израиля Шалманасаром, царем Ассирии, «они» завоевали эту страну через три года. Употребление множественного числа — «они» вместо «он» — получило объяснение, когда была найдена рукопись, свидетельствующая, что Шалманасар умер во время блокады, а его преемник Саргон успешно завершил кампанию. Танах приписывает эту победу двум царям.
14. Дальнейшие события имеют еще более серьезные подтверждения. Французский археолог Марсель Дьюлефа, который вел раскопки в Персии в районе сузских развалин, заявил, что описание дворца в книге Эстер удивительно совпадает с тем, что он увидел. (Эти развалины находились под землей более 2000 лет, поэтому мы вынуждены признать, что автор книги Эстер жил во время описываемых им исторических событий, а не спустя века после них). До сих пор сохранились монеты времен восстания Хашмонеев. Развалины крепости Мецада в настоящее время доступны всеобщему обозрению. В них обнаружено много свидетельств борьбы евреев с римлянами, а также миква (ритуальный бассейн), построенная в точном соответствии с еврейским законом. Эта последняя находка показывает, что погибшие в крепости герои были хорошо знакомы с законом Торы, дошедшим до нас без всяких изменений. Следует также отметить документы, найденные в развалинах крепости Бетар, относящиеся к восстанию Бар Козивы, выдающегося борца за свободу, более известного под именем Бар Кохбы. Некоторые из них были написаны им самим.
Все эти примеры (а это лишь малая часть продолжающих появляться свидетельств) подтверждают, что события Танаха не являются плодом досужего вымысла сказочника или коктейлем из мифов, созданных через сотни лет после описываемых событий. Более поздние свидетельства не могли бы так точно совпасть с историческими событиями. У так называемых «критиков Библии» нет никаких оснований опровергать свидетельства Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»