Темы: Свиток Торы, Археология, История, Истинность Торы, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, у меня возник вопрос по поводу Торы. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь археологические подтверждения, относящиеся ко времени Моисея? Такие документы, которые бы точно подтверждали полную неизменность текстов. А.
Уважаемый А.,
Археологические подтверждения Торы многочисленны, им посвящено несметное количество книг и статей. В рамках этого форума невозможно осветить столь ёмкую тему. Поэтому приведу лишь несколько наиболее известных и убедительных доказательств, ограничиваясь периодом выхода из Египта.
В первую очередь, конечно, приходит в голову известнейший папирус под названием «Речение Ипувера». То, что в нём описано, очень точно соответствует библейскому описанию десяти казней египетских. Это весьма убедительное доказательство того, что описанные в Торе события действительно имели место. После нахождения папируса основные усилия оппонентов Торы были направлены на то, чтобы дать рациональное объяснение казням. Однако сделать это очень трудно. Объяснить одно невероятное стихийное бедствие не сложно. Но тот факт, что десять подобных катастроф постигли египтян одна за другой, настолько маловероятен, что все «рациональные» объяснения выглядят как-то странно.
В пустыне евреи после себя ничего не оставляли, а мёртвых хоронили в огромных братских могилах, поэтому археологических подтверждений скитаний по пустыне не осталось.
То, что после сорока лет скитаний по пустыне еврейский народ завоевал землю Кнаан и жил там в течение полутора тысяч лет (с семидесятилетним перерывом на Вавилонское и Персидское изгнание) не вызывает никаких сомнений — но это уже не относится к Мойше.
Что же касается аутентичности самого текста Торы, я могу привести Вам очень убедительные доказательства того, что мы обладаем необычайно точной «версией» Торы, полностью соответствующей той, которую Мойше получил на горе Синай.
Дело в том, что большую часть своей истории еврейский народ был разбросан по всему миру и состоял из множества разрозненных и «разношерстных» общин. Связи между ними часто были только эпизодическими, а во время войн, переворотов, стихийных бедствий нередко прерывались полностью на долгие годы. В частности, еврейская община Йемена была полностью отрезана от остального еврейства в течение сотен лет.
Когда ситуация изменилась, появились современные средства передвижения и коммуникации, появилась и возможность сравнить свитки Торы, написанные в разных еврейских общинах. После сравнения множества свитков (а сегодня это делается мгновенно с помощью компьютера) было обнаружено, что между ВСЕМИ кошерными свитками Торы из ВСЕХ общин со всего мира, существует только девять разночтений! Причём все они одного типа: хосер/молэ (полное/неполное написание слова, т.е. наличие/отсутствие букв вов и йуд, что на смысл написанного вообще никак не влияет). И это — притом, что свиток Торы содержит 304,805 букв. Значит, можно с полной уверенностью утверждать: все современные свитки Торы восходят к одному источнику и полностью ему соответствуют!
Что же это за источник? Есть только две возможности. Или это та Тора, которую Мойше получил в Синайской пустыне и передал евреям, или более поздняя подделка.
Проблема с подделкой заключается в том, что Мойше передал Тору очень большому количеству людей, которые сразу же стали её переписывать и ею пользоваться — учиться. Чтобы подделать Тору, нужно было бы в первую очередь изъять все или почти все существующие свитки Торы и заменить подделками. Такого рода операция представляется маловероятной по следующим причинам:
1. Большую часть истории у евреев не было центральной власти, которая бы объединяла весь народ. Так что даже если бы удалось заменить Тору в одной общине, евреи смогли бы быстро восстановить её, пользуясь аутентичными копиями из другой общины.
2. За всю свою историю евреи были объединены под центральной властью только во времена Мойше, в начале завоевания Земли Израиля под руководством Йеошуа Бин-Нуна, большую часть правления царя Давида, сорок лет правления царя Шломо и в Персидской империи в царствование Ахашвероша. Кроме Ахашвероша никто в попытке изменить Тору не подозревается. О том, что Ахашверош почти согласился на геноцид всех евреев, хорошо известно. А вот о попытке изменить Тору — ничего.
3. Древние народы передавали огромное количество материала устно. Если бы кто-то предпринял попытку подсунуть вместо оригинала Торы фальшивку, нашлось бы множество строптивых евреев, которые восстановили бы Тору по памяти.
4. Устная традиция упоминает множество несчастий, постигших еврейский народ. Попытка фальсифицировать Тору нигде не упоминается.
5. Известно про множество попыток полностью уничтожить Тору. Ни одна из них не увенчалась успехом. Заменить Тору значительно сложнее, чем полностью её уничтожить.
Каким же образом была достигнута такая точность при передаче Торы? Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте рассмотрим некоторые законы, связанные с написанием свитка Торы:
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Археология подтверждает Тору
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Реувен Куклин
Почему Моше опасался, что евреи ему не поверят?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Чем будет жив праведник?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Откуда мы знаем о Синайском Откровении?
Гади Поллак
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Для того, чтобы подтвердить ту или иную информацию, нужны многочисленные доказательства. В случае с Торой так и произошло - народы мира оставили немало свидетельств о всемирном Потопе, строительстве Вавилонской башни и других важнейших событиях в истории человечества. Поэтому так называемая "библейская критика" попросту лишена смысла.
Рав Реувен Куклин
Три вопроса практически на одну тему…
Рав Гавриэль Фельдман
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Глава из книги р. Мордехая Нойгершла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его