Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Одежда, Цицит, Талит
1. Заповедь цицит очень важна, поскольку Писание приравняло к ней и связало с ней все остальные заповеди, как сказано: «И увидите их [цицит], и вспомните все заповеди Б-га». Гематрия (числовое значение) слова «цицит» в еврейском написании составляет 600, и если прибавить к этому числу пять узлов и восемь нитей, получится 613 — число всех заповедей Торы.
Поэтому всякий человек должен позаботиться о том, чтобы у него был талиткатан и чтобы он был одет в него весь день. И талит должен быть из белой овечьей шерсти1, необходимой длины и ширины, то есть, три четверти ама в длину и половина ама в ширину. А по мнению некоторых мудрецов, он должен иметь размер ама на ама2. А те, кто сшивает стороны своего талит катан, должны следить, чтобы с каждой стороны заметно большая часть3 снизу осталась несшитой и не скрепленной даже булавками.
Также каждый человек должен позаботиться о том, чтобы у него был талитгадоль с цицит, в который он может облачиться во время молитвы. И пусть постарается, чтобы его талит был красивым. И также все остальные вещи, необходимые для заповедей, необходимо делать как можно более красивыми, как сказано: «Это Б-г мой, и украшусь перед Ним!», — и объясняют мудрецы, что стих имеет в виду: «Укрась себя перед Ним заповедями».
И цицит необходимо купить у человека, достойного доверия, чтобы быть уверенным, что цицит сделаны из правильно спряденной и правильно скрученной нити и что, когда мастер их делал, он сказал словами, что делает их ради заповеди цицит и по законам цицит. И нити должны быть требуемой по закону длины.
2.4 Если человек может достать только льняной талит, к которому нельзя прикрепить шерстяные нити из-за запрета шаатнез (смесь шерсти и льна), то, по мнению некоторых, ему следует сделать углы талита кожаными и к ним уже прикрепить шерстяные нити. А по мнению других, так сделать нельзя5.
3. Отверстие, через которое пропускают нити цицит, не должно отстоять от края талита как по длине, так и по ширине больше, чем на тройную ширину большого пальца6, поскольку место, отстоящее от края одежды дальше, чем на три ширины большого пальца, уже не называется «краем одежды», а называется просто «одеждой». И, если он проделал отверстие дальше от края, чем три ширины большого пальца, то, хотя при прикреплении цицит он затягивает узел, так что отверстие приближается к краю, тем не менее талит некошерный. И если после того, как он привязал цицит к отверстию, дальше положенного отстоящему от края, он подрезал отверстие, чтобы узел приблизился к краю на нужное расстояние — талит также некошерный, поскольку сказано: «Сделай (…)» — и разъясняют мудрецы: «Сделай — то есть сделай от начала до конца, а не переделай что-то уже сделанное» (смотри ниже, в параграфе 6). И также не следует приближать отверстие к краю талита как по длине, так и по ширине на расстояние, меньшее, чем длина большого пальца от среднего сустава до кончика ногтя, поскольку часть одежды, расположенная так близко к краю, также не называется «край одежды», а называется «под краем». А если отверстие было отдалено от края на нужное расстояние, но из-за завязывания узла на цицит край талита немного сморщился, и теперь расстояние от края меньше необходимого, талит, тем не менее, кошерен.
Относительно нитей, отделяющихся от края неподрубленного талита, есть сомнение, входят ли они в расстояние от края до отверстия или нет, поэтому их необходимо отрезать до прикрепления цицит (смотри ниже, параграф 6). В талит катан некоторые делают два отверстия рядом и пропускают цицит через оба, так что они свисают снаружи талита.
4. Если в момент прикрепления нитей отверстие находилось на правильном расстоянии от края, а потом отверстие или край талита надорвались, так что нить оказалась слишком близко к краю, талит не стал от этого некошерным, потому что именно во время изготовления талита необходимо, по требованию Торы, чтобы отверстие было «на краю», как сказано: «И сделайте себе цицит на краях своей одежды (…)». но, тем не менее, при возможности хорошо бы обметать края отверстия (и смотри ниже, параграф 17) и подрубить край талита, чтобы расстояние от отверстия до края талита не стало меньше ширины большого пальца.
5. Обычай требует завязывать на цицит пять двойных узлов, между которыми остаются четыре «позвонка». Делается это так: пропускают четыре нити в отверстие, завязывают два узла, обматывают все нити, сложенные вместе, одной длинной, называемой «шамаш», семь раз (то есть делают семь оборотов), снова завязывают два узла и снова обматывают сложенные нити шамашем, но уже восемь раз, завязывают еще два узла, обматывают одиннадцать раз, завязывают два узла, обматывают тринадцать раз и завязывают два узла. И, поскольку красота цицит в том, чтобы все позвонки (отрезки между узлами, обмотанные шамашем) были одной длины, то, делая первый позвонок, в котором обмоток меньше всего, следует немного отдалить один виток от другого, а на втором позвонке чуть-чуть приблизить их. И так же следует поступить с третьим и четвертым позвонками.
Длина всей нити цицит, то есть от первого узла до конца нитей, должна составлять по меньшей мере двенадцатикратную ширину большого пальца. И для того, чтобы нить была красивой, необходимо, чтобы все позвонки вместе составляли треть длины, а свисающие концы нитей — две трети, поэтому при прикреплении цицит необходимо проследить, чтобы длина каждого позвонка была равна ширине большого пальца, и тогда получится, что длина всех позвонков в сумме равна четырехкратной ширине большого пальца, а свисающих нитей — восьмикратной. А если нить чуть длиннее, то и позвонки надо сделать соответственно чуть длиннее7. Хорошо бы проследить, чтобы во всех узлах четыре нити с одной стороны были связаны с четырьмя нитями с другой, чтобы каждая из четырех длинных нитей оказалась наполовину с одной стороны, а наполовину с другой (смотри ниже, главу 11, параграф 13).
6. Если при изготовлении цицит человек не разрезал нить на четыре части, а взял одну длинную нить, сложил ее вчетверо, в таком виде пропустил в отверстие и завязал узлы8, а после этого разрезал — цицит получились некошерными, как сказано: «Спряденные нити сделай себе», — и объясняют мудрецы: «Сделай, но не из чего-то уже сделанного». Имеется в виду, что во время прикрепления к одежде цицит уже должны быть кошерными, и не должно быть так, чтобы они были сделаны некошерным способом, а потом исправлены и сделаны кошерными; если же талит сделан так, он некошерный. И также, если нить цицит была кошерным способом прикреплена к другой одежде, которая порвалась, и теперь человек хочет прикрепить нить цицит, как она есть, к другой или даже к той же самой одежде — как, например, если отверстие разорвалось до самого края и нить выпала, а теперь он хочет вставить ее на место, зашив разрыв, — такой талит также будет некошерным в силу того же правила: «Сделай, но не из уже сделанного». И также, если он прикрепил цицит на одежду в таком состоянии, в котором она по закону не обязана иметь цицит, скажем, если большая часть талита была сшита (смотри выше параграф 1), а после этого распорол шов так, что большая часть талита оказалась несшитой и теперь талит по закону обязан иметь цицит — в том случае, если он оставит нити цицит как есть, они также будут некошерными в силу правила: «Сделай, но не из уже сделанного». Чтобы исправить положение, нужно развязать нити цицит и снова привязать их кошерным образом. И в других подобных случаях закон будет таким же.
7. Прежде чем облачаться в талит, нужно проверить кошерность нитей. И нужно проверить также те части нитей, которые внутри отверстия, и все узлы, а также распутать нити, чтобы они не были сцеплены друг с другом. Но если человек опаздывает в синагогу и, проверяя и распутывая нити, пропустит время общественной молитвы, он не обязан проверять8* и распутывать их.
8. Благословение на любую заповедь произносят, «переходя к ее исполнению», то есть до выполнения заповеди. И после произнесения благословения необходимо выполнить заповедь немедленно, без перерыва. Поэтому пусть облачающийся в талит возьмет его в обе руки и подумает о том, что Святой, благословен Он, заповедал ему облачаться в цицит, чтобы он помнил обо всех заповедях и выполнял их, как сказано: «И увидите вы его (цицит) и вспомните все заповеди Б-га». И пусть благословит стоя: «… и повелевший нам закутываться в цицит» (и на иврите должен произнести ба-цицит, со звуком «а» после «б»9), и немедленно закутается в талит с головой так, чтобы нижний край оказался ниже губ, а после этого поднимет края талита на плечи и закутается в него, «как закутываются арабы», и постоит так столько, сколько нужно для прохождения четырех ама, и произнесет стихи из Писания: «Как драгоценна …». После этого можно снять талит с головы. И правильно было бы следить, чтобы концы цицит не волочились по земле, поскольку это выглядит, как презрение к заповеди. Поэтому их нужно поднять. И разрешается заправить цицит за пояс.
9. Благословение на цицит можно произносить только днем, но не ночью. И при возможности следует устроить так, чтобы не произносить благословения н цицит, пока не рассветет настолько, чтобы при свете солнца можно было отличить фиолетовую нить от белой. А если человек надел талит катан ночью и не произнес благословение на цицит, или если он надевал его, не омыв рук, и поэтому не мог произнести благословения, тогда, произнося благословение на талит гадоль, пусть имеет в виду, что оно относится также и к талит катан. А если у человека нет талит гадоль, то, если он надевает свой талит катан днем и руки его чисты, пусть произнесет на него благословение: « … освятивший нас своими заповедями и давший нам заповедь цицит». А если, когда он надевает его, он еще не может благословлять на него, то потом, когда рассветет и руки его будут чисты, пусть возьмет талит катан в обе руки и произнесет благословение: «…давший нам заповедь цицит». А тот, кто спит в талит катан, не произносит на него благословения вовсе, а когда благословляет на талит гадоль, пусть имеет в виду, что его благословение относится и к талит катан.
10. Если человек снимает талит, имея в виду сразу снова надеть его, даже если он снимал его, чтобы пойти в туалет, он не должен, вернувшись и надев его, благословлять на него второй раз (поскольку, согласно букве закона, можно идти в туалет в нем9*, это не считается перерывом). Но если он не имел в виду сразу надеть его снова, а потом передумал и все же надел, должен произнести благословение10. А если талит случайно соскользнул с него, то, если хоть краешек талита остался на нем, мы говорим, что, поскольку на его теле осталась часть этой заповеди, хотя большая часть упала, он не должен снова благословлять на талит, когда поправляет его на себе10*. Но если на его теле не осталось ничего (т.е. талит упал весь), даже если он схватил талит за край рукой, то мы говорим, что, поскольку на его теле не осталось ничего от этой заповеди ( поскольку заповедано не держать талит рукой, а закутываться в него), должен он, снова надевая талит, произнести на него благословение. А если так случилось во время молитвы, когда он не может прерваться, тогда он не должен благословлять немедленно. Он должен дочитать молитву до того места, где может прерваться, и тогда взять талит в руки и благословить на него.
11. Можно, если вдруг возникла такая необходимость, взять талит товарища, не спрашивая у него разрешения11, чтобы помолиться в нем и произнести на него11* благословение, поскольку мудрецы считают, что еврей заведомо согласен на то, чтобы его имущество служило исполнению заповеди, если при этом ему не наносится ущерба. Однако нельзя вынести его из дома, в котором он лежит, поскольку это уже может товарищу не понравиться. Если талит был сложен, воспользовавшийся им должен также сложить его. А в Шаббат он не должен его складывать12, поскольку, раз он не сложил его из-за запрета нарушать Шаббат, мудрецы полагают, что товарищ простит его.
Если человек просит талит у товарища только для того, чтобы выйти в нем к Торе, то мудрецы сомневаются, нужно ли благословлять на него. Поэтому пусть выходящий к Торе, когда берет талит, имеет в виду, что не собирается его приобретать (даже на время), поскольку в этом случае он, несомненно, не должен благословлять на него. Но если он взял общественный талит, даже только для того, чтобы выйти в нем к Торе, он должен благословить на него, поскольку этот талит считается принадлежащим ему13.
12. «Шерсть», упоминаемая в Торе и книгах по Галахе — это баранья и овечья шерсть. И если талит сделан так, что нити поперечного ряда в нем из шерсти, а продольного — из хлопка, шелка и т.д., или, наоборот, то есть продольные нити из шерсти, а поперечные из другого вида, в этом случае боящийся Б-га не должен произносить благословение на такой талит, поскольку некоторые говорят, что даже шерстяные нити цицит должны, согласно требованиям Торы, быть прикреплены только к одежде из того же материала (т.е. шерсти). И также, если талит сделан из шелка, а цицит на нем шерстяные — пусть не благословляет на такой талит14, а благословит сначала на шерстяной, закутается в него, а потом снимет его и наденет этот. Но если цицит на нем тоже шелковые — на такой талит можно благословить. (В наших странах шелковые цицит почти не встречаются, поскольку для кошерности цицит необходимо, чтобы нить свивалась ради выполнения заповеди цицит). А если цицит сделаны частично из шерсти, а частично из шелка — это еще хуже и так делать не следует.
13 Если от цицит оторвалась одна из четырех нитей ( которые сложены вдвое, так что получается восемь) и осталось от нее достаточно, чтобы сделать петлю, т.е. четырехкратная ширина большого пальца15, или если оторвались две нити, и от каждой остался обрывок указанной длины, а две оставшиеся нити по-прежнему имеют необходимую длину — цицит кошерны. Но если оборвались три нити, то, даже если от каждой остался обрывок, равный по длине четырехкратной ширине большого пальца, а четвертая нить целая16, или даже если оборвалась только одна нить, но оставшийся обрывок меньше указанной длины, а три остальные нити целые — цицит некошерны (кроме как в тяжелой ситуации17). И поэтому, если оторвалась одна из восьми свисающих нитей, даже до самого узла, очевидно, что цицит кошерны, поскольку каждый из восьми концов представляет собой только половину длинной нити, и во второй ее половине осталось еще достаточно, чтобы сделать петлю, и даже больше. А если оборвались две нити и от каждой осталось меньше четырехкратной ширины большого пальца, тогда, если есть основания предполагать, что эти две нити представляют собой два свисающих конца одной длинной нити — цицит некошерны17*. Но если человек уверен, что это концы двух разных нитей, как, например, если он, связывая узлы, все время следил, чтобы четыре нити с одной стороны перекрещивались с четырьмя нитями с другой (как написано в конце параграфа 5), а теперь оборвались две нити с одной стороны узла — тогда эти концы наверняка относятся к разным нитям и, поскольку от каждой из этих нитей наверняка остался с другой стороны узла кусок в четыре ширины большого пальца и даже больше, а две остальные нити целы — цицит кошерны.
Если оборвалась одна из нитей в том месте, где нити прикреплены к отверстию — цицит некошерны18.
Когда мы сказали, что, если порвалась одна из нитей, но остался от нее обрывок, равный по длине четырехкратной ширине большого пальца, то цицит кошерны — мы говорили только о таком случае, когда в момент прикрепления все нити имели положенную длину, а потом порвались. Но если в момент прикрепления хотя бы одна нить была хоть чуть-чуть короче положенного — цицит некошерны.
14. Нити цицит должны быть свитыми. А если хотя бы одна ниточка размоталась19, весь размотанный кусок нити считается оторванным20.
15. Если талит с прикрепленными к нему цицит порвался надвое, как обычно бывает с нашими талитами, сшитыми из двух половин, которые время от времени распарывают, чтобы выстирать или починить, а затем сшивают обратно — поскольку можно полагать, что каждая половина в отдельности имеет размер, достаточный для талита, разрешается не отвязывать все четыре нити, а отвязать две с любой половины21, потом, сшив талит, привязать их заново. Но если каждая половина в отдельности меньше минимального размера талита, необходимо отвязать все четыре нити. А если одна половина талита больше минимального размера, а другая меньше, пусть отвяжет обе нити цицит с той половины, которая меньше минимального размера.
16. Если от талита полностью оторвался или отрезан угол, и размер оторванного угла меньше, чем три ширины большого пальца — некоторые говорят, что, даже если крепко пришить этот угол к талиту, нельзя будет привязать к нему цицит, поскольку, раз в этом куске нет размера три на три ширины большого пальца, он больше не считается «одеждой». И даже если потом пришить этот кусок к талиту, он все равно будет считаться оторванным. И необходимо следовать этому закону. Однако, если угол не оторвался полностью от талита, а остался хоть немного прикрепленным — после пришивания он снова будет считаться частью талита, и цицит, которые человек прикрепит к этому углу после пришивания, будут кошерными21*. И есть обычай пришивать к углам талита куски ткани, поскольку многие, даже новые, одежды бывают сшиты из кусочков ткани размером меньше три на три ширины большого пальца, поэтому и принято нашивать на место прикрепления цицит кусочки ткани размером три на три ширины большого пальца.
17. Некоторые говорят, что на всей площади угла талита, к которой можно прикрепить цицит, то есть, начиная от расстояния в ширину сустава большого пальца от края талита и до трехкратной ширины большого пальца, не должно быть сделано даже одного стежка нитью того вида, из которого можно сделать цицит для этого талита. Например, если это льняной талит, в этом месте не должно быть ни одного стежка льняной нитью, а шить нужно шелковой или другой нитью22, а если талит шелковый, то в этом месте нельзя шить шелковой нитью. А если талит шерстяной, в этом месте нельзя шить шерстяной нитью, а нужно взять шелковую или другую. И необходимо следовать этому закону, даже обметывая отверстия для прикрепления цицит. И этот закон действует только относительно белой нити, однако цветную нить можно взять любую.
18. Если человек хочет отвязать цицит от талита, чтобы привязать к нему другие, более красивые, или потому, что одна из нитей цицит порвалась и он хочет заменить цицит, хотя пока что и эти кошерны — это разрешено, поскольку он не оставит талит без цицит, а, наоборот, привяжет к нему еще лучшие. И пусть остерегается выбрасывать прежние цицит в презренное место22*.
19. Даже если он отвязал от талита некошерные цицит, пусть не выбрасывает их на помойку, поскольку нельзя презрительно относиться к заповеди23 (даже бывшей). Некоторые всегда кладут их в святую книгу, делая из них закладку, из-за упомянутого в Талмуде правила: «Если вещь уже послужила для выполнения одной заповеди, пусть она теперь послужит для выполнения другой». И к талиту, который износился и поэтому его больше не надевают для выполнения заповеди, также следует продолжать относиться с уважением.
20. Если человек пришел в Шаббат в синагогу и обнаружил, что одна из нитей его талита некошерна, а он не может попросить талит у товарища, а сидеть без талита он стыдится, то, поскольку сегодня ему невозможно привязать другие цицит, разрешено ему, чтобы не чувствовать себя опозоренным, надеть талит как есть и не благословлять на него. Но это — только в том случае, если накануне он не знал, что его цицит некошерны24. А если он знал об этом накануне, ему запрещено надевать некошерный талит, потому что нужно было до Шаббата исправить этот.
21. Если человек надевает такую одежду, к которой Тора обязала его прикрепить цицит, а цицит на ней нет — он нарушает заповедь. И необходимо обращать внимание на те виды одежды, у которых четыре угла — в таких случаях один из углов обрезают, закругляя его. Если же угол просто загнуть и подшить, не обрезая его, то это не поможет, поскольку подшитое место по-прежнему является частью одежды. И наказание тому, кто не выполняет заповедь цицит (нося одежду с четырьмя углами без цицит) очень велико. А человек, тщательно выполняющий заповедь цицит, удостоится лицезреть Вс-вышнего.
1 Согласно букве закона заповедь можно выполнить с помощью ткани из любого материала и любой раскраски. А боящийся Небес постарается выполнить эту заповедь с помощью цицит из овечьей или бараньей шерсти. (См. ниже, параграф 12). И хорошо бы, чтобы они были белыми.
2 Обычай людей, тщательно выполняющих все заповеди — следить, чтобы размер его составлял ама спереди и ама сзади. (И следует иметь в виду, что отверстие для шеи не входит в эти размеры).
3 И отверстия для рук считаются сшитыми.
4 Если можно выбрать другой вид ткани, не следует делать талит из льна. А если это невозможно…
5 И следует сделать цицит из льна. А «Биур а-Гра» запрещает это, хотя «Хайей Адам» пишет от его имени, что это разрешается.
6 То есть оно должно быть ближе, чем тройная ширина большого пальца.
7 Таково мнение Рама. (И см. Маhаршаль, который пишет, что, возможно, достаточно, чтобы свисающая часть нитей имела в длину четыре ширины большого пальца, а тогда нити можно делать такими длинными, как захочется). И все согласны, что если получилось не так — цицит кошерны.
8 По мнению МБ, в этом случае цицит некошерны, только если он обмотал шамашем до связывания. Но делать так не следует.
8* В том случае, если он знает, что вчера нити были целыми. И, тем не менее, правильно было бы осмотреть нити, насколько это возможно. Может быть, что по мнению а-Гра запрещено благословлять на талит, цицит которого перепутаны между собой.
9 По мнению МБ, произносит «бе-цицит», со звуком «э» после «б».
9* Но неправильно было бы входить туда в талите, предназначенном для выполнения заповеди цицит.
10 А если он снял его, ничего конкретного не имея в виду — если на нем талит катан или если он снял его во время молитвы, закон его тот же, как и человека, снявшего талит, чтобы снова надеть его.
10* А по некоторым мнениям, следует благословить.
11 А если хозяин присутствует здесь же, правильно было бы спросить у него.
11* А некоторые пишут, что лучше ему поступить, как поступает попросивший талит во временное пользование (о нем рассказывается ниже).
12 А некоторые говорят, что следует сложить его, но не по старым складкам.
13 И пусть имеет в виду выполнить заповедь цицит, а не выглядеть достойно в глазах общины.
14 А сейчас в еврейском мире есть обычай прикреплять шерстяные цицит к талитам из других тканей.
15 А по мнению МБ, достаточно двукратной.
16 Если порвались три нити, то, если он может с легкостью достать другой талит — как, скажем, если он лежит перед ним — лучше опасаться, что талит некошерный. Но если из-за этого опасения он пропустит молитву в миньяне — пусть благословляет на этот.
17 По мнению МБ, эти цицит некошерны даже в тяжелой ситуации. А что делать, если нет другого талита — см. в МБ.
17* Если в обоих нитях вместе хватает длины, «чтобы сделать петлю», некоторые разрешают пользоваться такими цицит, и на это мнение, несомненно, можно положиться, если в одной из нитей хватает длины, «чтобы сделать петлю». (Однако, если понятно, что обе эти нити — части одной нити, следует запретить такие цицит).
18 И то же самое относится к первому позвонку и узлу после него, и, может быть, даже несколько дальше.
19 Настолько, что в неразвившейся части не осталось достаточно, «чтобы сделать петлю».
20 А если развилась одна ниточка таким образом, что остались еще нити, свитые вместе — цицит кошерны. (И из-за запрета «добавлять к заповеданному» пусть носящий такие цицит имеет в виду, что отдельно свисающая ниточка ему совсем не нужна, или пусть отрежет ее).
21 Большинство ахроним считают, что можно сшить половинки талита, не отвязывая цицит. Но, если это возможно, следует отвязывать, как говорит автор.
21* А относительно цицит, которые он прикрепил до этого, ахроним спорят.
22 Лучше пришивать цветной нитью.
22* Если прежние цицит годятся для привязывания к другой одежде, некоторые говорят, что необходимо развязать узлы, а не рвать нити. А если ему это слишком тяжело — некоторые разрешают снять цицит любым способом.
23 А тот, кто старается поместить их в генизу, удостоится благословения.
24 Или если он знал, но забыл.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.