Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Цель творения, Сотворение мира, Тора и наука, Природа, Элиэзер Гервиц
Начнем с признания того факта, что этот мир существует. Естественно встает вопрос: как возникла земля?
И Тора, и научный мир едины во мнении, что земля не всегда существовала в нынешнем своем обличье. Анализ физических параметров земли показывает, что она существует в течение ограниченного времени, т. е. в какой — то момент она должна была возникнуть.
Известно также, что все новое должно возникнуть из чего-то. Ничто из известного нам не появляется из абсолютного ничего. Действительно, вещество может преобразовываться в энергию и наоборот, но никто никогда не видел самопроизвольного возникновения вещества или энергии. Теория спонтанного зарождения давно уже дискредитировала себя.
Все это лишь усиливает остроту поставленного вопроса. Когда же возникли наша Земля, наша Галактика или Вселенная? Как они приняли свой сегодняшний вид?
Существует несколько научных теорий возникновения Вселенной. Необходимо подчеркнуть, что ввиду отсутствия очевидцев этого процесса, ученым пришлось воспользоваться хоть и научными, но все же догадками.
Одна из очень популярных теорий происхождения земли недавно была резюмирована следующим образом: «Большинство космологов полагает, что вселенная есть расширяющийся громадный огненный шар, возникший 20 миллиардов лет тому назад при взрыве гигантского первичного атома». Это так называемая Теория большого взрыва.
Хоть и звучит достаточно разумно, но не отвечает на поставленный нами вопрос. Масса была, очевидно, достаточно большой, чтобы снабдить нашу солнечную систему громадными запасами материи и энергии. Но откуда взялась эта изначальная масса? Согласно законам природы, нечто не возникает из ничего. Значит, вопрос остается: что породило начальную материю и энергию?
Проблема, не так ли?
Однако противоречие разрешается в рамках Торы, которая учит, что изначальная материя была создана из ничего Высшим Создателем.
Только Б-г может сделать это, потому что Он всемогущ и Его возможности не ограничены научными методами и законами природы. Более того, Он создал и их тоже. Процесс Творения, как таковой, лежит за гранью человеческого познания, однако, понимание того, что все сущее вероятнее всего было создано Высшим Творцом, а не возникло самопроизвольно, вполне доступно человеку.
Естественно спросить: «Но откуда появился сам Б-г? Кто создал Б-га?»
Это препятствие, однако, преодолимо. Действительно, физическая материя должна возникать из чего-то уже существующего, но Б-г, по Своей сути, ничем не ограничен. У Б-га нет физических свойств. Он находится вне законов природы, т. к. Он предшествует природе и создает ее. Поэтому Его не обязывают рамки ее законов.
Б-г сотворил время, т. е. существовал до начала времени. Следовательно, Он не имеет ни начала, ни конца. Он всегда был и всегда будет. Ему не нужен создатель, в противном случае Он не был бы Б-гом.
Таким образом, существуют два различных взгляда на происхождение мира. Или мы верим, что материя возникла спонтанно, не имея создателя, — в этом случае у нас нет объяснения того, как это произошло. Или мы верим, что Б-г (Который выше законов природы и существует вечно) создал изначальную материю. Второй подход дает объяснение возникновения вещества, в то время как первый оставляет этот вопрос открытым.
Итак, до сих пор мы рассматривали проблему возникновения Вселенной — событие, которому человек, очевидно, не мог быть свидетелем. Давайте теперь вернемся к тому, что возможно увидеть — к окружающему нас миру, т. е. неживой материи, живым организмам и природным процессам. Исследование этих составляющих может укрепить нашу веру в Б-га-Создателя.
Как говорилось выше, чем упорядоченнее явление, тем меньше вероятность, что оно возникло случайно. Никто не посмеет утверждать, что «Мона Лиза» написана …выплескиванием краски на полотно. Как могла такая продуманная, тщательно выполненная работа появиться случайно? Откуда краске знать, где ей следует лечь, чтобы появились глаза, нос и уникальная улыбка женщины? Ве-роятность такого случайного процесса неотличима от нуля.
Никто не посмеет отрицать, что «Мона Лиза» была создана художником, как и скульптуры на горе Руммор были все-таки вырублены скульптором, а не явились результатом процесса эрозии в скалах.
Однако некоторые люди, согласившись с тем, что существовал творец «Моны Лизы», будут по-прежнему отрицать существование Создателя мира. При этом, независимо от того, что думает человек об устройстве мира — творения гораздо более сложного, чем картина, — эта тщательно организованная система продолжает функционировать.
Что это означает?
А. Законы природы. Вы знаете, в котором часу завтра взойдет солнце? Можете ли вы предсказать, когда начнется лето? Вам известно, в каком направлении упадет брошенный предмет? На все эти вопросы мы, конечно, отвечаем — да.
Поскольку вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также сила притяжения остаются неизменными, мы уверены в том, что день сменит ночь, а лето — весну. Другими словами, даже неодушевленные предметы, как например Земля, ведут себя предсказуемым образом. Этот идеально логичный порядок позволяет поддерживать жизнь на планете.
Рассмотрим круговорот воды в природе с научной точки зрения. Солнце заставляет испарения подниматься вверх в соответствии с физическим законом, согласно которому при повышении температуры тела расширяются, и менее плотное вещество поднимается вверх. Пары воды собираются в облака и ветром разносятся над землей. Облака, перенасыщенные парами, изливаются дождем, по закону притяжения падающим вниз. Влага, которую неспособна впитать земля, стекает в водоемы. Затем этот сложный, основанный на законах природы, цикл повторяется. Причем, существенно необходима каждая составляющая цикла: солнце, водоемы, облака, ветер, земное притяжение. Если, например, не хватало бы солнечной энергии для испарения воды или ветер не перемещал бы тучи, а позволял им скапливаться только над водоемами, — система не могла бы функционировать нормально.
Все составляющие этого явления стыкуются друг с другом с абсолютной точностью, что, в свою очередь, совершенно необходимо для поддержания жизни: без дождя не произрастали бы растения, а человек и животные не имели бы источников жизни — пищи, воды и кислорода.
Только Высшее Существо могло спланировать столь сложный жизненный поцесс с такой тщательностью.
Подобным образом азотистый цикл обеспечивает возвращение в атмосферу азота из отходов жизнедеятельности живых организмов. Этот циклический процесс обеспечивает также превращение азота из атмосферы в нитраты — важнейшие для жизни растений вещества. Для того, чтобы этот цикл не нарушался, необходимо присутствие в атмосфере как достаточного количества азота, так и специальных микроорганизмов. Отсутствие любого компонента может привести к нарушению цикла, и жизнь прекратится. Однако этот циклический процесс работает «как часы», потому что кто-то создал его и обеспечивает его «ход». Если это не так, то каким образом эти неодушевленные силы могли бы действовать столь эффективно и целенаправленно?
Напрашивается вывод, что Земля, законы природы были созданы для развития и поддержания жизни.
Рассмотрим другой пример. Известно, что чем холоднее вода, тем она тяжелее. Однако почему-то, когда вода охлаждается до 4°С, ее удельный вес вдруг уменьшается. Это нарушение линейности физического закона могло бы показаться бессмысленным, однако благодаря именно этому нарушению, лед образуется на поверхности водоема, а не в глубине, т. к. вода здесь меньшей плотности. Следовательно, рыба в водоеме может продолжать существование и не гибнет. Кажется, сами законы природы могут временно прекращать действовать, чтобы способствовать жизни. (Так и растения тянутся вверх, к свету, хотя это противоречит законам притяжения, — иначе им не выжить.).
О чем говорят все эти примеры? Во-первых, законы природы имеют систематический характер, как будто кто-то их создал; во-вторых, эти законы служат поддержанию жизни, как будто они были созданы специально для этого. Природа, кажется, сама точно знает, что она делает и зачем.
Но что же такое природа? Наука описывает, только как действуют законы природы, но не почему они действуют именно так. Как же, действительно, они возникли? Может быть, планеты вдруг договорились установить закон притяжения? Или облака и солнце от скуки объединили свои усилия, чтобы положить начало дождю? Или вода решила восстать против природы, чтобы сохранить рыбную популяцию? Может быть, все эти процессы — каприз природы? Но почему тогда он так хорошо организован и так последовательно поддерживает жизнь?
А может быть, все-таки, Б-жественный Создатель задумал и установил эти законы на благо живому, своим творениям?
Иудаизм выбирает последнюю точку зрения.
Б. Живые организмы
Теперь обратимся к живым организмам.
Если нас поразили величественные законы неживой природы, то при виде сложности живых организмов мы должны испытывать благоговейный трепет.
Возьмем, например, человека. Процесс его развития кажется совершенно невероятным.
Если вам кто-либо даст крошку пирога и попросит с ее помощью основать кондитерское дело, вы подумаете, что этот человек — сумасшедший. Как можно создать пирог из одной крошки печенья?
Человек, безусловно, намного сложнее пирога. Однако его жизнь начинается с едва заметной под микроскопом клетки — зиготы, образованной из двух других мельчайших клеток — сперматозоида и яйцеклетки. Из этих двух крошечных кусочков материи возникает существо, состоящее из миллиардов клеток. Невероятно! Эти клетки не только многочисленны, но и удивительно многооб-разны функционально. Каким-то образом каждая группа клеток знает, какую работу она должна выполнять, чтобы заставить функционировать весь организм. Нервные клетки должны передавать ощущения и реагировать на опасность, клетки сердечной мышцы — поддерживать сердцебиение, чтобы кровь распространялась по всему телу. Существуют клетки, которые должны противостоять микробам, переваривать пищу или выполнять репродуктивную функцию. Железы должны выделять энзимы, чтобы обеспечивать соответствующий рост организма и поддерживать постоянство его среды. Дыхательная система должна снабжать клетки кислородом и выводить углекислый газ. Пищеварительная система — размельчать пищу и делать ее усваиваемой для организма. Жизнедеятельность организма обеспечивается множеством сложных физико-химических процессов.
Следует обратить особое внимание на взаимосвязь и взаимозависимость клеток и органов: если одна из систем выйдет из строя, например, легкие, — сердце или мозг прервет свою работу, весь организм прекратит функционировать. Эти системы или работают совместно, или не работают вообще.
Продуктивно работающая линия сборки в человеческом теле существовала задолго до зарождения промышленности. Может ли кто-нибудь заявить, что шестеренки во всех заводских машинах лишь случайно начали работать в унисон? Конечно, нет. Используемые сегодня механизмы — результат точных инженерных расчетов, плоды тщательного планирования.
При этом мириады различных клеток человеческого тела взаимодействуют в такой гармонии, что из них формируется человеческое существо, которое ходит, разговаривает, видит, любит и думает.
Кто может сказать, что такое удивительное создание не спроектировал Высший Инженер?
И далее, если мы рассмотрим различные части человеческого тела, то убедимся, что их устройство не уступает в сложности конструкции самым совершенным машинам. Действительно, принцип работы многих механизмов основан на процессах, происходящих в человеческом организме. Фотоаппарат был изобретен в XIX веке, но человеческий глаз действовал подобным образом задолго до этого. Мы можем воспринимать зрение как нечто само собой разумеющееся, однако стоит проанализировать, как протекает этот процесс.
Зрачок функционирует как диафрагма, регулирующая освещенность; хрусталик позволяет лучам света фокусироваться должным образом на сетчатке, которая, в свою очередь, передает изображение в мозг по оптическому нерву; колбочки и палочки отвечают за цветное и черно — белое изображение; роговица защищает глаз от повреждения; слезные протоки помогают удалять посторонние предметы; не говоря уже о том, что мозг получает изображение перевернутым и должен «поставить» его об-ратно, прежде чем оно будет зарегистрировано. Все составляющие процесса обычно функционируют настолько слаженно, что человек имеет возможность видеть и оценивать окружающий мир. Потерявший зрение человек полностью осознает, чего он лишился. Может ли такой невероятный процесс — воспроизведение физического объекта внутри малой части мозга с помощью такого большого количества специальных компонентов возникнуть без предварительного замысла?
То же, конечно, справедливо и в отношении других процессов: слуха, обоняния, осязания, питания, роста, дыхания. Они требуют специальных органов, эквивалентных наиболее сложным механизмам. Эти органы действуют на основе химических и физических явлений, которые возможно воспроизвести только в наиболее оснащенных научных лабораториях. Человек до недавнего времени не знал о чудесах электрического тока, однако его нервная система с самого момента творения функционирует с помощью электричества. Неужели электричество появилось в человеческом теле совершенно случайно?
Возможно, самым большим чудом является человеческий мозг — объект настолько сложный, что он до сих пор не может понять сам себя. Являясь «всего лишь» серым куском желеподобного вещества, он не только может управлять движениями тела, но также вызывать эмоции, создавать способность ценить искусство, абстрактно мыслить и постигать духовный мир. Как может осязаемый кусок материи являться источником нематериальных мыслей и чувств? Как миллиарды нейронов взаимодействуют столь эффективно? Никто не знает как, но они это делают и тем ясно свидетельствуют о том, что мозг создан Высшим Существом и Великим Химиком. Может быть, Всевышний потому создал человеческий мозг столь сложным и изощренным, что это единственное творение, которое способно постигать Его Самого?
Мы рассмотрели некоторые примеры более подробно, чтобы показать, что человек устроен настолько сложно, что должен быть спланирован Высшим Существом. Очевидно, это Б-жество хотело, чтобы человек выполнял свои функции на созданной Им Земле. И, если исключить некоторую физическую уязвимость, человек может справиться с этой задачей прекрасно. Кроме того, что все системы в человеческом организме работают слаженно, они еще и оснащены охранительными механизмами. Например, и воздух, и пища попадают в организм через рот. Воздух проходит по одной трубке, а пища — по другой, причем обе они находятся в горле. Если произойдет путаница, наступит смерть. Чтобы этого не случилось в горле человека помещен мускулистый клапан, закрывающий дыхательное горло, когда проходит пища и — наоборот. Если в процессе еды человек разговаривает и пища попадает «не в то горло», естественная реакция — кашель — удаляет пищу из дыхательных путей. Точно так же, если опасные вещества попадают в организм, он борется, автоматически вырабатывая антитела. Аналогично, если человек чувствует опасность, в его организме спонтанно вырабатывается адреналин, усиливающий сердцебиение и высвобождающий дополнительную энергию, которая позволяет человеку спастись.
Конечно, эти защитные средства не всегда помогают, и тогда наступает смерть. Люди, неразумно относящиеся к своему, данному Б-гом, телу, с большей вероятностью и скорее разрушают эту удивительную систему. А ведь само наличие защитных средств показывает, что жизнь заслуживает того, чтобы ее защищали. Никто не станет защищать то, что не имеет значения. Если Создатель заботится о сохранении человеческой жизни, значит человек и его жизнь важны для Создателя.
Те же защитные инстинкты присущи и животному миру. Многие животные обладают формой и окраской, позволяющими им сливаться с окружающей средой. Заяц, например, зимой белый, а летом серый. Многие насекомые и рептилии походят на ветки и листья, поэтому их трудно обнаружить на деревьях. Эта способность помогает животным выживать. Случаен этот феномен или нет?
Посмотрим также, как животные строят убежище для своего потомства, или как они сохраняют запасы пищи на зиму, или как цыплята, появляясь на свет, разбивают яичную скорлупу. Конечно, они не «осознают», что делают. Если паука, плетущего паутинку, остановить, он, руководствуясь лишь инстинктом, начнет работу снова, а не продолжит начатое. Животные не читают доктора Спока, чтобы научиться выращивать свое потомство; тем не менее они точно знают, как обеспечить его всем необходимым. Это происходит потому, что животные наделены инстинктами, которые позволяют им и их потомству сохранять жизнь. Как же появились эти инстинкты? Неужели они появлись по чистой случайности? Если же предположить, что они были заложены в генетический код животных, то кем?
(Тот факт, что некоторые виды животных вымерли, вовсе не доказывает случайность их происхождения. Человек, обладая свободой воли, несет ответственность за то, что некоторые из Б-жьих созданий вымирают. Возможно также, что некоторые виды животных и растений были удалены с Земли потому, что выполнили жизненную миссию, определенную им Создателем).
Растения также снабжены внутренними механизмами выживания. Стебель растения тянется вверх, к солнцу, чтобы обеспечить фотосинтез. С другой стороны, корни растут вниз, где есть вода. Солнечный свет и вода — важнейшие компоненты, позволяющие растению существовать. Как этот механизм появился? Случаен ли он?
Оказывается, не только отдельный организм запрограммирован на выживание, но и целый биологический вид. Воспроизведение — основная жизненная функция для продолжения существования.
Некоторые способы воспроизводства действительно замечательны. Чтобы выросло новое фруктовое дерево, его семена должны попасть в землю, но ведь они находятся внутри плода. Не случайно плоды, семена которых готовы к воспроизводству, выглядят привлекательно. Человек или животные, съедая их, высвобождают семена. С другой стороны, плоды, которые еще не готовы к этому процессу, бывают обычно неброской окраски — зеленые или коричневые; это признак того, что плоды еще незрелые и их нельзя есть, и значит, их семена не будут высвобождаться раньше времени. Непривлекательность и отсутствие вкуса также предостерегают человека или животное не есть плоды, чтобы не заболеть.
Животные и люди размножаются половым путем. Сильное естественное влечение, связанное с этим процессом, гарантирует поиск своей пары даже теми, кто ничего не знает о биологии. Б-г создал их, чтобы они «плодились и размножались» и могли выполнить свою роль в жизненном процессе.
Интересно, что когда человек, животные, растения и даже одноклеточные организмы размножаются, они воссоздают почти точные копии самих себя. Собака не родится от коровы, дерево воспроизводит другое дерево. Если бы этого не было, на земле воцарился бы хаос.
В высших формах жизни черты родителей наследуются потомством с помощью хромосом, состоящих из сложных веществ — ДНК и РНК. Каждая клетка человека имеет набор из 46 хромосом. Прежде чем произойдет воспроизведение, яйцеклетка и сперматозоид — и только они — участвуют в процессе, названном миозис. Поразительно, но клетка делится так, чтобы яйцеклетка и сперматозоид имели 23 хромосомы. А когда они вновь объединяются в зиготе, клетка опять имеет 46 хромосом и может развиться в человеческое существо, обладающее чертами своих родителей. Конечно, эти клетки не «знают», что они должны действовать именно таким образом, в них заложена соответствующая программа, обеспечивающая непрерывность жизни из поколения в поколение. Это постоянство биологических видов обеспечивает непрерывность мировой истории и дает Торе возможность осуществиться в своем качестве вневременной Книги, актуальной для всех поколений.
Человеческий разум, несмотря на всю свою мощь, до сих пор не создал ни одной живой человеческой клетки. А чудо деторождения ежедневно повторяется сотни тысяч раз. Мог ли этот процесс возникнуть случайно?
Процесс воспроизведения обеспечивает непрерывность жизни во всей ее сложности. Неужели жизнь случайна, а чудо рождения себе подобных — бессмысленно?
Продолжим наши рассуждения. Мир не состоит из разрозненных созданий, живущих изолированно друг от друга. Жизнь на земле продолжается через взаимодействие ее обитателей. Ученые говорят об экологически сбалансированных сообществах. Это означает, что практически все члены такого сообщества нуждаются друг в друге. В широком смысле понятие взаимодействия справедливо для всего земного сообщества.
Например, существует огромное количество растений. Зачем они нужны? Что они могут дать остальному миру? С одной стороны, это единственные организмы, воспроизводящие собственную пищу. В результате, они — существенное звено в мировой цепи питания. И человек, и животные зависят от растений, дающих им пищу и кислород. В то же время человек и животные помогают растению распространять семена.
Подобным образом животные, как большие, так и маленькие, обеспечивают человека пищей, одеждой, помогают ему в труде. Изучая жизнь животных, человек может больше узнать о том, как работает его собственный организм, бороться с болезнями и воссоздавать себя генетически. (Это одна из причин, по которой Б-г создал тело животного функционально похожим на человеческое). Даже насекомые иногда помогают человеку: так, пчелы производят мед и переносят пыльцу, а другие виды уничтожают отбросы. (Вредные животные и насекомые служат инструментом наказания человека Б-гом, когда это необходимо). И, наоборот, человек может помогать животным выжить, заботясь о них и обеспечивая их пищей.
Итак, каждый основной биологический вид, оказывается, играет особую роль, обеспечивая должный порядок на земле и помогая выживанию других видов. Эту ситуацию можно уподобить званому вечеру, на который пришли только важные и нужные гости. Вряд ли гости прибыли сами по себе. Скорее они были специально приглашены тем, кто устроил «прием».
И, наконец, не обойдем вниманием место человека на земле. Кажется, он является единственным существом, способным извлечь максимальную пользу из остальных созданий. Только человек может по-настоящему использовать природные ресурсы. Животным не нужны уголь, нефть, электричество, металлы, звуковые волны или большинство минералов, а человек использует их, производя тепло, станки, строительные материалы и средства коммуникации. Животным не нужны ни хлопок, ни пшеница, ни каучук. Однако эти природные богатства существуют, и человек использует их. Без человека в них не было бы никакого смысла. Следовательно, оказывается, мир был создан специально для человека. Может быть, именно по этой причине согласно Торе человек был создан последним, получив уже готовый для жизни мир.
Зачем же тогда создан человек? Тора объясняет, что он был создан по образу Б-га. Человек — представитель Б-га на Земле и поэтому способен нести в этот мир Б-жественную справедливость и добрую волю. В отличие от животных, поступки которых диктуются лишь инстинктами, у человека есть свобода выбора. Он является непредсказуемой переменной этого мира, которая может или поддерживать созданное Всевышним равновесие, или нарушать его, делая ошибки. Человек может, пребывая в гармонии с остальным миром, устроить рай на Земле. Или, поддавшись низменным побуждениям, привести мир на грань катастрофы.
Б-жественная Тора подчеркивает роль евреев в мире и указывает, что все люди свободны предпочесть правое неправому, хорошее — плохому. Человек — единственное существо, способное сделать этот выбор. Ведь только осознавая себя творением Б-га, человек может использовать свою жизнь для исполнения определенного ему Б-гом предназначения. Вот почему так важны для человека свидетельства существования Б-га.
Попробуем подвести итоги: существование Высшего Начала, называемого Б-гом, создавшего Мир и его обитателей, подтверждают следующие факты:
а) наличие вещества, энергии, законов природы и живых организмов, которые не могли появиться из ничего;
б) строго увязанный логически лабиринт законов природы, который помогает поддерживать жизнь;
в) необычайная сложность живых организмов;
г) комплексный способ функционирования живых организмов и неживой природы и методы, с помощью которых сохраняется жизнь;
д) тесное взаимодействие между живыми организмами, а также между живыми и неживыми объектами, указывающее, что каждый вид имеет свое предназначение;
е) появление человека, который может извлекать пользу из других представителей животного мира и природных ресурсов и может осознавать Б-жественные надежды на него.
Мы начали этот раздел, упомянув две альтернативы. Первая гласила, что мир появился совершенно случайно и в его появлении не было смысла. Другая же утверждала, что мир был создан Б-гом, который тщательно спланировал вселенную и наделил смыслом ее существование. Первая альтернатива основана главным образом на принятии желаемого за действительное теми, кто от-казывается верить в Б-га. Вторая же основана на доводах, приведенных выше.
Для верующих все аспекты окружающего нас мира указывают на существование Б-га, который стоит за ними.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»